
Наиболее заметные из Франков «Союза Каламари»: Кари Вяянянен (слева),
Матти Пеллонпяя и Пантсе Сюрья. Маркку Тойкка же представлен как Пекка.
С момента съемок фильма «Союз Каламари» минуло 30 лет.
Режиссер и продюссер Марьяана Мюккянен [1] работала на съемках «Союза
Каламари» 30 лет назад в качестве ассистента режиссера. В интервью тележурналу
“IS” она делится впечатлениями о полученном тогда опыте:
- Наблюдать за созданием «Союза Каламари» было не менее весело, чем смотреть
его сейчас на экране. На его производство изначально планировалось отвести 3
недели, но в итоге нам потребовалось 3 месяца. В процессе зародилась идея о силе
дружбы между некоторыми Франками, а еще речь шла о других возможных вариантах
названия фильма.
Аки Каурисмяки известен как автор и режиссер, который лично руководит
процессом, занимается написанием сценария и собственноручно монтирует
полученный материал. Как Вам работалось вместе с ним?
- Аки – человек теплый, веселый, умный, находчивый. Сценарием «Каламари», по
сути, стала картинка, набросанная им на клочке бумаги: она послужила базой для
дальнейшего развития идеи [2]. Помню, как однажды в воскресенье Аки заявил, что
ему для съемок необходима мертвая рыба. В то время в воскресенье все магазины
были закрыты, но ассистент режиссера спасла ситуацию, отправившись на
хельсинский рынок за пряной сельдью. Таким образом, появилась финальная сцена в
Эйре с плавающей в море мертвой сельдью, символизирующей оскверненное,
обреченное состояние этого мира.

Франки в метро: (по часовой стрелке) Сакари Куосманен, Пунтти Валтонен,
Мато Валтонен, Пате Мустаярви и Сакке Ярвенпяя (спереди). Сзади за Ярвенпяя
сидит Пиркка-Пекка Петелиус.
«Культовая репутация простой истории о шатании героев по городу»
Кинокритик тележурнала “IS” Тимо Куисмин оценил фильм в две с половиной
звезды. Приводим его мысли о просмотренной картине:
«Второй фильм Аки Каурисмяки, который показывает странную психологию
андеграундной общины смахивающих на рокеров молодых людей, давно имеет культовый
статус, хоть комедия и построена на вполне одноразовом сюжете-шутке о
бродяжничестве членов некого союза Каламари. Это толпа молчаливых мужчин,
изредка перебрасывающихся односложными фразами друг с другом, все в темных очках
и даже зовут их всех одинаково: Франк. Исключением является лишь англоговорящий
герой по имени Пекка (Маркку Тойкка).
Безукоризненно стильный черно-белый ночной Хельсинки визуально отсылает к
традициям Новой французской волны 60-х и становится эффектной декорацией для
путешествующей компании Франков: движение к заветной цели осуществляется по
направлению от метро Каллио к центру города, где герои посещают кинотеатр
“Орион” и заезжают прямо на скутере в рок-клуб “Тавастия”.
Табак и ликер становятся их проводниками в мир грез о лучшей жизни,
появляющимися одной за другой, призрачными, непостоянными. Лишь некоторые из
Франков с честью преодолевают свой трудный путь. Соблазны буржуазной жизни и
ловушки коварных женщин, которых герои встречают в изобилии, являются главными
опасностями, подстерегающими молодых людей».
[1] Марьяана Мюккянен – финский режиссер и продюссер, чьей наиболее известной работой является документальный фильм о Петере фон Багхе (2010).
- Прим. пер.
[2] «Сценарием» фильма действительно стала довольно условная карта Хельсинки, набросанная режиссером от руки на листке бумаги. На территориальном отрезке между районами Каллио и Эйра были отмечены основные места и заведения, а также обозначены стрелками связанные с ними потенциальные маршруты Франков.
- Прим. пер.
Перевод
с финского: Анастасия Ференци, специально для сайта
aki-kaurismaki.ru
|