В Киноцентре на
Красной Пресне прошла торжественная
премьера фильма
«Человек
без прошлого». Со вчерашнего дня
увенчанная лаврами картина Аки
Каурисмяки — в российском прокате.
Первый раз
«Человек без
прошлого» появился в Москве на минувшем
ММКФ — через
месяц после того, как картине вручили
Гран-при Каннского фестиваля. Выход в
российский прокат оказался будто
специально приуроченным к объявлению
шорт-листа
«Оскара»:
«Человек
без прошлого» попал в пятерку
финалистов, претендующих на награду как
лучший неанглоязычный фильм. И это при
том, что нынешней осенью Каурисмяки
страшно обидел американцев, отказавшись
приехать в Штаты на фестиваль — из
чувства солидарности с иранскими
режиссерами, которым отказали в визе. В
общем, те зрители, для которых перед
походом в кино важно убедиться, что
зрелище предлагается статусное и модное,
могут смело отправляться на
«Человека
без прошлого». Скорее всего они
обнаружат, что статусность, даже в
североевропейском исполнении, это далеко
не всегда занудство. Сам режиссер так
рассказывает о фильме:
«Человек
без имени приезжает в город, и его тут
же избивают до смерти. Здесь начинается
эпическая драма — фильм, или лучше
сказать — грезы одиноких сердец с
пустыми карманами под огромным небом
нашего Господа, или, может, лучше
сказать — птиц». Говоря проще, на
человека нападают бандиты, избивают до
полусмерти, человек попадает в
реанимацию, и, когда приборы, к которым
он подключен, дают на мониторе ровную
непрерывную линию смерти, человек встает
с кровати, отрывает тело от датчиков и
выходит на улицу рабочего хельсинкского
предместья. Он двигается, говорит и
чувствует себя совершенно нормально, но
ничего не помнит. Прошлое стерто из
мозга, но память тела жива, и она
помогает герою построить новый дом,
найти друзей, отомстить обидчикам,
полюбить и, что самое удивительное,
развязать гордиевы узлы своей прошлой
жизни. Финляндия не зря входила в состав
Российской империи — Аки Каурисмяки
ведет себя как полноправный наследник
великой русской литературы с ее культом
маленького человека. Но и как
представитель западной цивилизации — с
ее культом человека вообще, вне
зависимости от места в общественной
иерархии.
Фильм искусно
маскируется то под социальную драму, то
под пародию на нее, то под образцовое
произведение эпохи постмодернизма. Но
Каурисмяки в свойственной ему
отстраненно-ироничной манере
рассказывает совсем не историю
преодоления социальных проблем с помощью
«Армии
спасения»
(на чем
строится внешний сюжет фильма).
«Человек
без прошлого» — это путешествие в рай, в
иную жизнь, своего рода
«Чужие»,
только все чужие здесь на самом деле
свои. В результате получилась притча о
том, как герой обретает гармонию. Но
самое важное, что вместе с героем
гармонию обретает и зритель. Поэтому
фильм Каурисмяки смотришь с
удовольствием, которое редко получаешь
от похода в кино. Именно это
обстоятельство, по всей видимости, не
смогли проигнорировать ни члены
каннского жюри, ни американские
академики. Российским зрителям есть с
кого брать пример.
|