на главную   к содержанию

Петер фон Баг

Аки Каурисмяки

СОЮЗ КАЛАМАРИ

«Союз Каламари», 1985, 82 минуты

сценарий: Аки Каурисмяки

оператор: Тимо Салминен

звук: Юко Лумме

монтаж: Аки Каурисмяки, Райя Талвинен

музыка: «Касабланка Вокс», Элмор Джеймс, Джон Колтрейн, Олави Вирта, Чак Берри, Билли Холидей, Сакари Куосманен, Пегги Серра, Дэйв Линдхолм и др.

исполнители: Маркку Тойкка (Пекка), Кари Вяянянен (Франк), Матти Пеллонпяя (Франк), Пертти Свехолм (Франк), Мартти Сюрья (Франк), Пантсе Сюрья (Франк), Сакке Ярвенпяя (Франк), Кари Хейсканен (Франк), Мато Валтонен (Франк), Сакари Куосманен (Франк), Пиркка-Пекка Петелиус (Франк), Микко Сюрья (Франк), Паули Мустаярви (Франк), Микко Маттила (Франк), Асмо Хурула (Франк), Пунтти Валтонен (Франк), Ханну Нурмио (таксист), Дэйв Линдхолм (бездомный), Пааво Писконен (психиатр), Мари Рантасила, Пиркко Хямяляйнен, Санна Франсман, Марьянна Мюккянен, Нека Хаапанен, Луис Луна

Неопределенная группа мужчин, каждый из которых носит имя Франк, и некто Пекка, собираются в рабочем квартале Каллио. Сделав вывод, что живут они слишком бедно и условия становятся всё более угнетающими, они решают отправиться в путешествие в богатый буржуазный район Эйра, на другой конец Хельсинки. По дороге группа рассеивается в центре города и, одного за другим, теряет своих членов, кого-то из-за любовных историй, кого-то – из-за денег. Почти каждый из них оставил свою жизнь или оказался в безвыходной ситуации. Только двое из Франков достигают Эйры и последнего берега, где они берут лодку и начинают грести в направлении Эстонии. В конце слышен шум взрыва, но ничто не позволяет с уверенностью сказать о судьбе последних Франков.

− Следующим этапом стал «Союз Каламари», что было довольно ошеломляющим скачком. В этом фильме в ход идет все. Если твой предыдущий фильм снят по мотивам шедевра мировой литературы, то «Каламари» становится единственной в своем роде хохмой. Ты явно следуешь по пути режиссера Аарне Таркаса, для которого сюжет фильма для массового зрителя должен заключаться в одном простом предложении. В данном случае это в буквальном смысле так. Есть компания субъектов, называющих друг друга «Франк»; они перемещаются из одного городского квартала в другой, и большая часть в дороге погибает. Здесь есть точка с запятой, но все уместилось в одном предложении.

− В сложном предложении, стало быть. Когда я начинал, то чаще всего в Финляндии можно было снять фильм, а потом десять лет ждать денег на следующий. И я решил, выбирая «Преступление и наказание», что если уж снимать только один фильм, так падать с высоты большей, чем полметра, и сломать не только ноги. Но, бог знает почему, мне было разрешено продолжить без перерыва, хотя, скорее нет, разрешено – неверное слово, потому что, во-первых, я ни у кого не спрашивал разрешения, а во-вторых, «Каламари» − фильм, снятый практически без бюджета.

В любом случае, в то время весь фокус был в том, чтобы сделать то же самое во второй раз, но в большем масштабе и более художественно. Я не хотел попасть в эту ловушку. Поэтому решил сделать наоборот и снять самый бессмысленный и шальной фильм, что мне вполне удалось, во всяком случае, по моему скромному мнению. Сами съемки, кстати, тоже были полным сумасшествием, и, если мне не изменяет память, крупицу разума сохранял я один.

− А результат, тем не менее, до странности поэтичный и связный, а история не лишена силы. «Неизвестный солдат»[1] нашего времени, в котором события разворачиваются, словно военный поход. Присутствует также классовый вопрос, в дальнейшем ставший центральной темой твоих фильмов. Ты последний в Финляндии режиссер, в этом убежденный.

− В чем?

− Что ты успел сделать, придя на съемочную площадку в первый день? Ты, конечно, уже придумал историю про «Франков»?

− Я отправился принять ванну с листком бумаги, чтобы подумать об именах. И потом я сказал себе: «Черт! Я не стану придумывать имена для этакой компании: всех будут звать одинаково − Франк». Но так как в фильме есть один персонаж, говорящий по-английски, я назвал его Пекка, чтобы он выделялся среди прочих. Затем я начертил на листке несколько линий, с крестами в тех местах, где эти типы умирают. Я смешал свадьбу и похороны, сделав это со всем радикализмом моей молодости. А сами съемки были почти полной импровизацией, то есть это я импровизировал, а не остальные, потому что некоторый порядок необходим даже в хаосе. У актеров, конечно же, оставалось право на импровизацию глазами, которые – зеркало души рок-музыканта.

Союз Каламари

Мгновения грусти на обочине: Кари Вяянянен, Матти Пеллонпяя, Пантсе Сюрья и Маркку Тойкка.
Фото: Марья-Леена Хукканен.

− А при таком подходе не бывает, что сцены неудачны и не входят в фильм?

− Нет. Бывают, конечно, сцены более удачные, бывают менее, как и при любом другом подходе, но обычно у меня нет средств, чтобы оставлять что бы то ни было в стороне, потому что мое поле для маневра в отношении пленки всегда было мизерным, особенно в первые годы – в «Девушке со спичечной фабрики» количество полезных кадров составило почти сто процентов. В снятых по сценарию фильмах бывает, что я отказываюсь от некоторых сцен, о которых знаю, что они в любом случае будут вырезаны при монтаже, но, как человек экономный, я делаю это до съемки.

− Ты познакомился с группой музыкантов из «Союза Каламари» на съемках фильма «Сайма-явление»?

− С некоторыми – да, а с остальными на следующий год во время гастролей по озеру Сайма, когда я присоединился к ним только ради удовольствия. Там я познакомился с Мато Валтоненом, Сакке Ярвенпяя, Саку Куосманеном и Дэйвом Линдхолмом, которые тогда входили в состав группы Sleepy Sleepers. Любопытная вещь – актерский талант рок-музыкантов. Они совершенно не боятся камеры, потому что привыкли выступать на публике. Когда приходится играть перед пятью тысячами остроботнийцев в Нивала, съемочной группой уже не удивишь. В «Каламари» индивидуальность музыкантов приобрела необыкновенный масштаб: как актер каждый сыграл своего интересного персонажа, с одним вполне соответствующим видением.

− Дар выступать и врожденное чувство ритма... Всегда так: ты ищешь не актеров, но профессионалов, способных работать перед камерой.

− Лица и силуэты, обаяние. Но я ищу настоящих людей, а не моделей. Считаю, что фильмы Брессона стали скучнеть, когда он больше не позволял своим моделям даже нормально передвигаться – например, в фильме «Четыре ночи мечтателя» (1971), который, несмотря ни на что, после своего выхода был лучшим фильмом года, если не десятилетия.

− Ты начинаешь учить. Как бы то ни было, «Союз Каламари» − удивительный портрет поколения.

− В нем можно увидеть сходство с миром музыкальных послевоенных комедий. Если захотеть.

− И это тоже было предвестием будущего, учитывая количество персонажей в этом фильме, которые позднее постоянно фигурируют в твоих произведениях, начиная с  Сакари Куосманена. И даже до появления группы Leningrad Cowboys уже были Сакке Ярвенпяя и Мато Валтонен. Многое было на этапе становления.

− В любом случае, меня убедил их актерский дар. Это натолкнуло меня на мысль задействовать их в так называемых серьезных ролях, и я не пожалел.

− Между тем, в первой сцене «Каламари» видное место занимают другие звезды, а именно, сильные профессиональные актеры. Они в некотором роде «ведут» фильм. Роль Вяня (Кари Вяянянен), например, очень сильная.

− Роль Кари Хейсканена тоже. Тот факт, что именно профессионалы читали текст в этой первой и единственной в своем роде сцене, дал всем стимулирующий толчок. Накануне я даже написал реплики, тогда как в остальном фильме диалоги рождались по ходу дела, на крыле машины или футляре камеры.

− Ристо Ярва действовал в отношении актеров примерно так же в нескольких фильмах. В «Дневнике рабочего» (1967) он задействовал непрофессионала Паула Осипова и профессиональную актрису Элину Сало, а в «Войне одного человека» (1973) профессиональную актрису Туулу Нюман и непрофессионала Эмппу Ринне. Так он использовал две разных ауры и своеобразную игру-помесь, необычную для кино. То же самое и в фильме «Тени в раю», где чрезвычайно важна роль Куосманена.


[1] фильм Эдвина Лайне.

Перевод с французского: Л. Тюрина, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий