на главную   актеры

Беседа с Янне Хюютияйненом в Хельсинки

Ирмели Дебарль  |  Info-Finlande  |  26.10.2006
Янне Хюютияйнен

- Янне, можете рассказать о себе?

- Мужчина, рост метр семьдесят два. Родился в Савонлинне, в Финляндии, в 1968 году. Сейчас живу в Вантаа, неподалеку от Хельсинки. Я - актер, это моя профессия. В 1999 году я окончил Школу драматических искусств.

- Что Вам интереснее -  кино или театр?

- На сегодняшний день, конечно, я больше интересуюсь кинематографом, так как я только что снялся в главной роли в фильме Аки Каурисмяки.  Это вызвало у меня желание сниматься и дальше в кино. Но в Финляндии не так много снимают, поэтому мы вынуждены работать  в театре, что, как бы то ни было, позволяет двигаться вперед в профессиональном плане.

- В Финляндии актер может жить, снимаясь только в кино?

- Нелегко зарабатывать на жизнь только этим. К тому же, когда нет возможности часто играть, у актера сразу начинается стресс, ломка, как у наркомана. У нас нужно ждать лета, чтобы узнать, будет ли у тебя роль в кино, а если случай не подвернулся, то ждать нужно еще 10 месяцев.

- Вы хотите сказать, что в Финляндии съемки идут только летом?

- Большинство. Большая часть сцен снимается летом, то есть с конца марта по конец августа. Вопрос еще в том, насколько свободны актеры в это время.

- В последнем фильме Аки Каурисмяки Вы играете роль Койстинена, ночного сторожа. У вас была возможность посмотреть фильм?

- Я буквально только что его посмотрел, даже двух часов не прошло.

- И что Вы о нем думаете?

- Мне понравилось. Первая часть фильма довольно смешная, мы смеялись, честно. Потом фильм становится немного грустным, когда одиночество берет верх, во всяком случае именно так и писал Аки о своем фильме. Я не плакал, но всё же было очень грустно. Но это замечательный фильм. Я был удивлен, что мне удалось посмотреть его отстраненно, хотя я сам там играл. Я посмотрел, как персонаж выпутывается из разных ситуаций.

- А как Ваш герой Койстинен?

- Койстинен, вообще-то, ловелас, но его взаимоотношения с женщинами не складываются. Доброжелательный человек. Глупый, много думает.

- Вы получили сценарий до съемок?

- Да, у меня был сценарий. Я позвонил Аки и мы обсудили его по телефону. Сценарий мне очень понравился.

- Вы репетировали перед съемками? Каурисмяки давал Вам советы как играть?

- Он мне дал лишь один совет. Мне надо было научиться скручивать сигареты как ковбой на коне. Он мне разрешил прочитать сценарий только один раз, наизусть его учить было нельзя. Во время съемок, прежде чем снять, мы репетировали некоторые сцены.

- Вы прежде работали с Аки Каурисмяки?

- Я уже работал с ним в эпизоде "Собаки не отправляются в ад" (2001). Это был первый раз. Десятиминутная короткометражка, снятая до "Человека без прошлого".

- У Вас была роль в "Человеке без прошлого"?

- Совсем небольшая. Я сыграл Оваскайнена, нового мужа жены человека без прошлого.

- Значит в этот раз Аки Каурисмяки пригласил Вас уже в третий раз и предложил главную роль?

- В этом фильме у меня большая роль.

- Что Вы думаете об Аки Каурисмяки?

- Я бы очень хотел с ним еще поработать. Это потрясающий режиссер. На мой взгляд, он исключителен в том смысле, что он снимает, думая о фильме, как о едином целом. Он управляет всем, тогда как есть режиссеры, которые работают с каждым актером по отдельности. Они, таким образом, выделяют работу отдельного актера или актрисы, тогда как у Каурисмяки всё в полной гармонии. Каждый - часть большого оркестра, актер ничего не делает в одиночку. Мы не играем, мы в образе. Обычно, у других режиссеров, есть продюсеры, есть расписание и требования, которые необходимо соблюдать. Аки же сам решает всё, что касается его фильмов. Это безмерно облегчает работу актера. Когда есть один человек, который знает и решает, что надо делать, тогда каждый выполняет свою задачу: устанавливает свет, снимает, актеры играют, декораторы устанавливают декорации, - что гораздо проще для актеров и техников.

- Каурисмяки - диктатор в работе?

- Верно, он - диктатор, но в его случае - это козырь. Это диктатура, работающая на достижение демократических целей. Все равны в команде. Думаю, каждый чувствует это всем сердцем. Все члены команды знают это и чувствуют, что равны в глазах Аки, это точно. Если бы было два Энди Уорхола, в качестве светотехников, что бы это был тогда за фильм? Здорово, когда есть один человек, знающий, что делать и понимающий к чему это приведет. Это всем облегчает жизнь.

- У Аки Каурисмяки бессменная команда и бессменный главный оператор Тимо Салминен. Это чувствуется?

- Уже несколько лет я знаю "Спутник", продюсерскую компанию Аки Каурисмяки. Люди, работающие там, мне стали очень близки. "Спутник" - больше чем семья, это необыкновенный дом.

- Вернемся к манере руководства Аки Каурисмяки актерами. Он дает советы, как надо произносить реплики, как ходить или как смотреть?

- Действительно, нужно обращать внимание, куда смотрят актеры, в каком направлении. Для этого ставят отметки, а управляет Аки таким образом: на 10% от этого и на 7 см сюда. Это по-настоящему забавно. Это вроде общего языка, и я думаю, он так ведет себя со всеми своими актерами. Конечно, сотрудничество Аки с Матти Пеллонпяя было особенным, не похожим ни на какое другое, чем-то безупречным. Они изобрели и развили эту манеру общения, такую, какая она есть сейчас.

- Каурисмяки разрешает актерам импровизировать?

- Нет. Он совершенно не выносит импровизации. Один раз я попытался. Я пошел в сторону, противоположную той, куда он просил, тогда Аки закричал: "Что ты делаешь?" Я ответил, что, может, лучше я пойду оттуда. Он сказал, чтобы больше такое не повторялось. В результате я сорвал дубль.

- Вы только что посмотрели фильм. Каким Вы его почувствовали?

- Мне кажется, что фильм получился теплым и ободряющим. Я думал, что он получится более грустным, но он оказался еще и очень смешным, по крайней мере, его первая половина.

- В нем есть хэппи-энд?

- Есть ли хэппи-энд... Это зритель должен решить.

- Роль Койстинена изменила что-то в Вашей жизни?

- Это самая важная роль, какая у меня была до сего дня. Конечно, это подарок - возможность работать с таким великим режиссером, как Аки Каурисмяки. Более того, получить главную роль. Это было безумно гениально. Это вершина для меня.

- Вы считаете, что Аки Каурисмяки - великий режиссер. Это мнение разделяют в Финляндии?

- Никто не является пророком в своем отечестве. Даже моя семья не понимает фильмы Аки Каурисмяки. Их считают странными. Мы живем в обществе потребления, где все должны постоянно что-то производить и где счастье, в некотором роде, отклонение от нормы. В телесериалах только убийства, кого-то спасают в самый последний момент, картинки сменяются с бешеной быстротой, всё известно заранее. Это то, что любят люди. Я считаю, что люди, которые приходят на фильмы Аки Каурисмяки, в Финляндии в меньшинстве.

- Что Вы думаете о языке Аки?

- Язык Аки потрясающий, немного неловкий, я его очень люблю. Несуразный, простой, он приводит к удивительным результатам. Аки Каурисмяки действительно прекрасно пишет, а его стиль легко узнаваем. Всего в нескольких словах он передает главное, а это дорогого стоит. Когда мало говоришь, то всё, что сказано, становится более значимым. В фильмах Аки все говорят его языком, это язык его вселенной.

- Тот факт, что Вы сыграли Койстинена, изменил Вашу жизнь?

- Не существенно. У меня есть жизненный опыт, есть дети, есть жена. Обычная жизнь продолжается, как и прежде.

- Если бы Вы прославились благодаря этой роли, как бы на Вас это сказалось?

- Я бы прекрасно это пережил. Ничего не имею против. Это изменило бы мое финансовое положение, но не думаю, что я бы изменился как человек.

Перевод с французского:  К. Макарова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий