на главную   актеры

Андрей Плахов и Кирси Тюккюляйнен в программе "Ночная жизнь" на радио "Маяк"

Ольга Галицкая  |  радио "Маяк"  |  16.11.2006

- Про этого режиссёра обычно говорят, что в его фильмах - настоящая Финляндия. Это Аки Каурисмяки. В Москве открылась ретроспектива его картин, большая панорама творчества этого режиссёра. Сам он не приехал. Почему?

Андрей ПЛАХОВ. Насколько я знаю, Аки Каурисмяки действительно хотел приехать, но ему помешал очень жёсткий график его жизни. Половину года Аки Каурисмяки проводит у себя на родине в Финляндии, а вторую половину года - в Португалии. Там у него есть дом, виноградник, там он отдыхает от всех внешних раздражителей, в том числе и от работы. Хотя, он там тоже, конечно, работает, пишет сценарии... Но это у него уже четко определено, что такого-то числа, он должен загрузить всех трёх своих собак в фургон и вместе со своей женой отправиться через всю Европу на противоположный её конец, в Португалию, чтобы там перезимовать.

- Я должна сказать, что Андрей Плахов знает об Аки Каурисмяки буквально всё и недавно вышла книга об этом кинорежиссёре, написанная Андреем и его женой Еленой. Как вообще возникла идея написать о нём книгу?

А.П. Конечно, Каурисмяки один из наиболее интересных режиссёров сегодняшнего кино, о нём интересно писать и хочется писать. Тут ещё совпали и личные обстоятельства. Так получилось, что сначала я, а потом и Елена, довольно близко столкнулись с Аки Каурисмяки в жизни и это помогло нам понять и почувствовать его мир не только как режиссёра, но и вообще как человека.

- Каурисмяки ведь один из самых скандально знаменитых режиссёров, знаменитых не только своими фильмами, но и своим неординарным поведением, абсолютно выбивающимся из всех канонов. Например, последняя новость: он отказался от номинации на Оскар.

А.П. Совершенно верно, и это уже не первый раз, когда он был номинирован на Оскар и отказался приехать в Голливуд, по одной и той же причине - в знак протеста против американской внешней политики. Тогда Джордж Буш вошёл в Ирак и Аки Каурисмяки предложил Рамсфелду вместо того, чтобы заниматься военными авантюрами приехать в Финляндию и пособирать с ним грибы. Вообще, он человек с большим чувством юмора, известный своими необычными, эпатирующими жестами, но это не эпатаж ради эпатажа, это просто его природа. Конечно, он человек, что греха таить, который любит иногда выпить, и в этом состоянии особенно проявляется внешне невозмутимый, но способный на яркие вспышки, финский характер.

- Два слова о последнем фильме Каурисмяки - "Огни городских окраин"?

А.П. Это фильм о современной Финляндии, с одной стороны, и о новом поколении финнов, которое лет на двадцать моложе самого режиссёра. Это очень важно, потому что в предыдущих своих фильмах Каурисмяки рассказывал о своих ровесниках. Он показывает, что жизненная ситуация этого поколения ещё более драматична, чем у их, условно говоря, отцов. Потому что, хотя жизнь внешне стала более комфортна, внутренние проблемы углубились. И если многие предыдущие его фильмы были посвящены социальным проблемам, скажем, проблемам безработицы, то последняя картина посвящена внутренней проблеме одиночества. Хотя безработица тут тоже присутствует, но не она становится роковой в судьбе героя, а именно это ощущение одиночества, невозможности контакта с окружающим миром.

- У нас в студии появилась ещё одна ночная гостья...

А.П. Это Кирси Тюккюляйнен, наш очень давний и близкий друг. Она возглавляет отдел международных связей финского кинофонда, до этого она работала советником посольства Финляндии в Москве. Это человек, которому финское кино очень многим обязано, благодаря ей, оно стало гораздо более известным в мире, чем было до этого. И, в частности, конечно, ещё и потому, что именно в это время в кинематографе Финляндии появился Аки Каурисмяки. В фильмах Каурисмяки Кирси и играла как актриса, и пела, и так далее, и так далее...

- Кирси, расскажите, как вы познакомились с Аки Каурисмяки?

Кирси ТЮККЮЛЯЙНЕН. В 1983-м году, когда я пришла в кино из университета, Аки делал свой первый фильм. И так мы познакомились. И стали работать вместе - Аки снимал фильмы, а я стала строить имидж финского кино. И таким образом, если бы не было его, не было бы и этого имиджа финского кино, а, с другой стороны, если бы не было нашей деятельности, ему тоже было бы труднее. Так что мы как-то нашли друг друга. Просто нам повезло.

- Я читала, что была сумасшедшая история, как вы ездили в Берлин, куда не взяли фильм Аки Каурисмяки, и как вы весело проводили там время.

К.Т. Это было прекрасно. В 1983 году, в конце ноября, когда я пришла работать в Госкино, я вообще ничего не знала, что это такое. И я посмотрела две картины - это "Преступление и наказание" Аки Каурисмяки и прекрасную, сказочную картину Хейкки Партанена и Риитты Раутома. С коробками с этими фильмами я и поехала в Берлин, взяла там такси, таксист меня высадил далеко от входа и я на себе тащила эти 26 килограмм финского кино. Окончилось всё это тем, что, к сожалению, фильм Аки не прошёл, а вторая картина, называлась она "Песси и Иллюзия", была принята в конкурс детских фильмов и получила там приз. Какое-то начало было положено.

- Вернёмся к нашему герою. Его фильм не взяли, но в Берлин он тогда приехал, и приехал не один?

К.Т. Да, он приехал с братом, с друзьями, их было очень много. И они очень весело проводили время. Около фестивального зала был такой бар - "Belle Monde", который был открыт 24 часа. В Финляндии в те годы это вообще было невозможно.

А.П. Хотя у нас в то время в ходу была шутка, что после одиннадцати вечера ближайший открытый бар можно было найти только в Хельсинки.

К.Т. Нет, это было не так. И вот мы в Берлине, тогда ещё в Западном Берлине, где всё открыто 24 часа. И господин Каурисмяки, молодой ещё тогда человек, со своими друзьями просто поселился в этом баре.

А.П. Это правда, но, насколько я помню, Аки Каурисмяки и в Москве, где жизнь не была круглосуточной, тоже ухитрялся устроить интересное времяпровождение. На фестивале 1989 года он вышел на сцену получать приз за фильм "Ариэль" с открытой бутылкой шампанского в руках. Это был шок для московской публики. И был ещё другой случай, во время антиалкогольной кампании, ты рассказывала...

К.Т. У него с женой была сумочка, в которой был практически настоящий бар. И с этой сумочкой они ходили везде, в том числе и в Кремль, где был приём по случаю закрытия фестиваля. Там они расположились под столом, скатерть с которого свисала очень низко, до самого пола. Конечно, никто и не мог предположить, что за этой скатертью что-то происходит.  А там был финский бар и все финны постоянно ходили туда, потому что знали, что там есть чем поживиться.

- Несмотря на все эти истории, связанные с Аки Каурисмяки, книга Андрея и Елены Плаховых называется "Последний романтик". Почему ты так её назвал?

А.П. Может быть, это было не первое, что приходило в голову, и было много других определений, как можно ёмко определить образ этого режиссёра, который возникает из его фильмов. Можно его назвать, например, "гениальным минималистом", потому что очень скупыми средствами, с минимальной актёрской техникой и постановочными эффектами, он достигает очень сильных художественных результатов. Но, в конце концов, мы подумали и решили, что это хоть и не самое очевидное, но наиболее глубокое и наиболее точное. Потому что действительно это человек, который через всё своё творчество пронёс, несмотря на то, что он очень скептичен и полон юмора и, может быть, определённого цинизма, своё романтическое отношение к жизни. Он не утрачивает веры в какие-то хорошие человеческие качества, в какие-то светлые начала, и даже какой-то определённый оптимизм, который, правда, угасает в последних его фильмах. В последней картине "Огни городских окраин" мы как раз видим, что оптимизма почти не осталось. И тем не менее, всё равно, через этот трагизм проскальзывает какое-то отношение к жизни, которое иначе, как романтическое, я не могу определить. Конечно, это уже такой, можно сказать, "пост-романтизм", "поздний романтизм" или "последний романтизм". Поэтому мы так и назвали эту книгу.

- Интересно, что и в этом фильме, и во многих других фильмах Каурисмяки обязательно есть что-то связанное с Россией. И в фильме "Огни городских окраин" звучит и русская, даже советская песня. А начинается фильм с разговора о русских писателях.

А.П. Мы познакомились с Аки Каурисмяки в Глазго, Кирси при этом тоже была. Целую ночь мы сидели в ожидании самолёта, выпивая виски, всякие другие напитки и распевая разные песни - финские, русские и даже украинские. С тех пор, когда мы встречаемся с Каурисмяки, где бы это ни было - в Каннах, в Берлине, на каких-то фестивалях, первое, что он говорит, встречая меня - это единственную фразу, которую хорошо знает по-русски: "В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой". Этой фразой и начинается фильм "Огни городских окраин". Её произносит один из трёх русских алкашей, которые ходят ночью по Хельсинки. Второй говорит, что Чайковский хотел утопиться, а Чехов болел туберкулёзом, Толстой тоже был несчастен, а Пушкин вообще умер едва успев родиться. В общем, вся русская культура полна несчастий, трагизма и каких-то таких ужасных обстоятельств. Это одновременно смешно и трогательно. Каурисмяки очень любит русскую литературу, но воспринимает её сквозь призму своего специфического финского юмора.

К.Т. Песню "Огонёк" в фильме исполняет японец, который живёт в том же городке, что и Аки со своей женой. Он учился в Москве, в МГУ, изучал русскую филологию, влюбился в финскую девушку. Наверное, это было в 70-е годы. Приехали в Финляндию. А что японцу, у которого профессия - русская филология, что ему делать в Финляндии? Он стал барменом. И как-то Аки услышал, как он поёт японские песни. Так они и познакомились. Он стал петь, а Аки стал использовать его песни, и не в одном фильме.

- Кирси, а как вы стали актрисой Аки Каурисмяки?

К.Т. Ну, я всё-таки не актриса, а чиновник. И горжусь этим. Потому что нужны люди, которые делают то, что я делаю. Была премьера "Я нанял себе убийцу" в Берлине. В это время в Берлине собралось много финских рок-н-ролльщиков. Там были и Сакке Ярвенпяя, и Мато Валтонен, музыканты из "Эппу Нормаали", все наши звёзды. После премьеры мы сидели в одном прекрасном ресторане, он назывался "Флориан". Я наслаждалась жизнью - очередная премьера Аки прошла хорошо, было хорошее настроение. И я в ту ночь спела весь свой репертуар - от "Лили Марлен" до русских романсов.  Где-то в 4-5 утра я хотела уже уйти. И кто-то из "Ленинградских ковбоев" спросил меня: "А что ты делаешь в первую неделю апреля?". Я ответила, что ничего и тогда они сказали, мол, давай, поедем в Париж, будешь петь с нами. Я решила, что это они просто так решили поблагодарить меня и ответила - конечно. Но на следующий день мы опять встретились в ресторане и они совершенно серьёзно стали мне говорить, что я должна отрастить волосы, спрашивали какой у меня размер ноги и т.д. Так мы снялись в короткометражке "Those Were the Days".

А.П. Кирси играла также в фильме "Ленинградские ковбои встречают Моисея". Там она замечательно спела песню "Вавилон".

- А в самом последнем фильме Каурисмяки играет уже ваша дочь?

К.Т. Да, слава Богу, уже не я. Уже следующее поколение.

- При всей вашей серьёзной деятельности, вы такой лёгкий на подъём человек и, оказывается, очень хорошая актриса. Спасибо всем, кто нас слушал, и на прощание - группа "Мелроуз".

Оставить комментарий