Кати Оутинен:
«Обличать изъяны бытия»

Карин Бодо  |  La Griffe  |  2008
 

Рождественская ярмарка, Хельсинки, зима 2004 года. Вдоль широкого проспекта Эспланади, напротив хельсинкского порта, ежегодно разворачивается вереница оранжевых палаток. На прилавках — финские кулинарные разносолы,  ремесленные поделки, пестрая одежда…  В центре ярмарки виднеется стеклянный купол кафе Капелли, современный дизайн и изысканный декор которого сделали его местом встречи финнов, любящих поговорить о культуре. Именно в этой приятной обстановке у нас назначена встреча с Кати Оутинен, любимой актрисой Аки Каурисмяки, обладательницей премии Каннского фестиваля 2002 за лучшую женскую роль в фильме «Человек без прошлого».

Женщина с прошлым

До встречи с Аки Каурисмяки у Кати Оутинен уже был солидный опыт работы в театре: «Я начала играть в театре с 12-ти лет и продолжаю по сей день. Театр имеет в Финляндии большое значение, пятьдесят четыре зала находятся в одном только Хельсинки. Я играю не только роли из классического репертуара, но и современные пьесы тоже. На сцене я могу исполнять роли совершенно не похожие на роли в кино, например, играть настоящих злодеек».

 

В 1982 году она встречает режиссера, которому вручит свою актерскую карьеру. «Я встретила Аки на съемках фильма его брата Мики “Никчемные”. Они вдвоем создавали кинокомпанию для финансирования своих проектов. В 1981 году Аки уже снял документальный фильм, этот жанр занимает в Финляндии видное место. Необычная вселенная Аки — из отчаяния, иронии и добродушия — уже начинала вырисовываться. Он сразу же меня очаровал и с тех пор на протяжении всей моей карьеры он был рядом». Так началось долгое и плодотворное сотрудничество, ведь она снялась не меньше чем в восьми его фильмах: «Тени в раю», «Грязные руки» (для телевидения), «Береги свою косынку, Татьяна», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Гамлет идет в бизнес», «Вдаль уплывают облака», «Человек без прошлого».

Молчание в раю

В своих картинах на социальную тему, посреди снедаемой безработицей и бедностью Финляндии, Аки Каурисмяки стремится раскрыть худшее и лучшее, что есть в человеке, уравновешивая лишения судьбы дружбой и счастливым случаем встреч («Тени в раю») или легендарной рок-музыкой («Ленинградские ковбои едут в Америку»). Без прикрас, как в лаконичной эстетике интерьера свободного от всех бесполезных предметов, чтобы вывести на первый план колоритный образ, так и в сценарии, который запрещает монополию речи в пользу  скромного молчания. В его фильмах редко увидишь словоохотливых персонажей, но если уж они говорят, возникает ощущение легкого сумасшествия. Диалоги — искусная смесь обескураживающего юмора, шутовской иронии и витиеватых реплик.

 

Он — настоящий поэт, и его муза от него в упоении. Кати Оутинен наслаждается необычным языком, который Матти Пеллонпяя, любимый актер режиссера (скончавшийся в 1995 году в возрасте 44 лет), называл «акийский язык».

«У Аки чудесные диалоги. Они состоят из несуществующих или  исчезнувших из речи задолго до того, как он стал режиссером, слов. Нередко он пишет их прямо на съемках и выдает нам перед самой сценой». Немногословность отлично сочетается с игрой актрисы. По-настоящему экранная внешность, ее застывший взгляд на ничего не выражающем лице — отличительная особенность персонажей Аки Каурисмяки — передает бездну чувств, потенциал, раскрывшийся с самого начала работы с режиссером.

Я нанял актрису

Первая яркая роль в фильме «Девушка со спичечной фабрики». Подготовка к роли в реальных условиях: «Чтобы сыграть Ирис, молодую рабочую, которую окружающие безжалостно используют, в течение двух дней я работала на конвейере спичечной фабрики». Желая точно воспроизвести реальность, Аки Каурисмяки пошёл по пути комичной мрачности или хмурой фантазии. Режиссер завоевал уважение актрисы не только своими человеческими качествами: «Люблю его лишенный всяких излишеств мир. Он идет напрямик, стремясь получить реальность без примесей».

 

И действительно, она охотно подчиняется особым методам работы этого режиссера: «Зачастую он предлагает мне сценарий по телефону. Я сразу же соглашаюсь. Каждая возможность поработать с ним вновь — настоящее счастье. На съемках мы мало репетируем. Аки этого не переносит. Его сценарии построены вокруг главных персонажей, перед самой съемкой он объясняет нам, что с ними происходит, и больше к этому не возвращается».

 

За неимением значительных финансовых средств и чтобы сохранить независимость, братья Каурисмяки продолжают самостоятельно продюсировать большую часть своих творений. Что к тому же позволяет сэкономить материал: «Аки делает мало дублей, мы не можем позволить себе тратить понапрасну пленку, и потом, в любом случае у него есть четкое видение того, что он хочет получить в итоге. Даже если мы можем вносить предложения, как режиссер он точно объясняет, чего от нас ждет. И мы всецело подчиняемся его указаниям, уверенные, что он знает наверняка, в каком направлении должен развиваться его фильм».

 

Роли, исполняемые Кати Оутинен, со временем эволюционируют: «Аки всегда будет неисправимым пессимистом. Но мы стареем, и с возрастом он становится уравновешеннее. А следовательно, и мои персонажи становятся оптимистичнее». В «Человеке без прошлого» она играет Ирму, ангельски добрую служащую из Армии спасения, которая переживает любовную историю с потерявшим память человеком. Как и в случае с «Девушкой со спичечной фабрики», она сама выполняла повседневные обязанности этих людей, которые кормят и поддерживают самых обездоленных. «В поисках информации я отправилась в общину бездомных в Хельсинки, правда, не такую жалкую, как в фильме. И я поняла, до какой степени потрясающую работу делают эти люди. Для Аки действительно важно подчеркнуть социальную сторону происходящего. Его очень волнует окружающая действительность, и он считает, что артист должен обличать изъяны бытия».

Вдаль уплывают похвалы

Ее роль в «Человеке без прошлого» пленила публику и принесла ей множество похвал, а в довершение — приз за лучшую женскую роль на Каннском фестивале 2002 года. Однако такое зрительское признание никак не отразилось на развитии ее карьеры. В дальнейшем она получила мало предложений: «Для иностранных режиссеров мой типаж недостаточно финский, а для соотечественников слишком сильна моя связь с кино Аки Каурисмяки. В особенности опасаются давать мне роли молодые режиссеры — боятся сравнения». Ей все равно, лучи голливудской славы ее не прельщают — пыль в глаза, которой она предпочитает искренность своего наставника: «То, что я почти не снимаюсь в других полнометражных картинах, меня не волнует. Мне достаточно фильмов Аки».

 

Ведь Кати Оутинен по-прежнему верна своей первой любви — театру. «Я продолжаю играть во многих пьесах. Мне нужна сцена. Еще я преподаю. Люблю передавать свой опыт, обучать новичков, а потом наблюдать, как они развиваются и растут». В заключение, когда она смотрит в будущее, на горизонте по-прежнему вырисовывается внушительная тень Аки Каурисмяки: «В его следующем фильме мне предстоит сыграть новую роль. Я не видела его уже полтора года, и мне не терпится встретиться вновь».

 

12.2008

La Griffe, №4

Перевод с французского:  Л. Тюрина, специально для сайта aki-kaurismaki.ru


Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на //aki-kaurismaki.ru обязательна.

E-mail: admin@aki-kaurismaki.ru 

© AKI-KAURISMAKI.RU