на главную   актеры

Salut, big nose! *

Матти Пеллонпяя

Эта статья посвящена Матти «Пелтси» Пеллонпяя, великому мастеру, ушедшему от нас так рано. Для кого-то он известен как один из семнадцати Франков из фильма  «Союз Каламари», сценаристом и режиссером которого был Аки Каурисмяки.  Кому-то запомнился его герой Манне в фильме «Никчемные» (Arvottomat) Мики Каурисмяки. Кто-то помнит, как Пеллонпяя вместе с Кари Вяяняненом читал Винни Пуха или как в компании с тем же актером, но уже в фильме Аки Каурисмяки «Жизнь богемы», играл албанского художника-нелегала. На кого-то произвел впечатление «скользкий» менеджер Владимир в фильмах про американские приключения «Ленин­градских ковбоев», а кому-то известны его работы на радио и ТВ.

Мало кто знаком со всеми сферами деятельности Пелтси: кино, радиопередачи и выступления на ТВ, концерты и музыкальные записи, сценарии, режиссура на радио и в театре, озвучивание рекламы... В этой статье собрана подробная информация о его знаменитых и малоизвестных ролях. Ознакомившись с ней, вы сможете найти ответы на многие вопросы…

В какой семье родился Пелтси и когда он пошел в школу?

Пелтси родился 28 марта 1951 года в Хельсинки и до 14 лет жил на улице Хаканиеменкату (Hakaniemenkatu), дом 9, 7-й этаж. Потом его семья переехала в Ройхувуори (Roihuvuori), район на юго-восточной окраине Хельсинки. В семье было 2 брата: старший – Юсси и младший – Матти. Родителей звали Бертта и Юхо Пеллонпяя. Отец работал строителем, а мать продавщицей в магазине и подрабатывала уборщицей… Матти ходил в начальную школу в Кайсаниеми, затем в среднюю школу Тоссу, считающуюся вторым Хельсинкским лицеем и расположенную в квартале Торккелинмяки (Torkkelinmäki), в районе Каллио.

Чем занимался Пелтси до того, как стал актером?

До театральной академии Пелтси успел поработать упаковщиком на макаронном заводе, помощником автомеханика, разнорабочим на стройке, курьером и продавцом в книжном магазине. У него был опыт работы сортировщиком писем в упаковочном цеху и даже в налоговой инспекции.

Как Пелтси увлекся актерской деятельностью?

Пелтси было всего 10 лет, когда однажды один товарищ затащил его на радио YLE в детскую театральную школу. В группе детей обучали технике речи и учили правильно пользоваться микрофоном. Вот так на детском радио и появился тот самый популярный голос. Там Пелтси выступал около десяти лет. В начале 1970 года Пеллонпяя играл в молодежном театре на улице Лиисанкату (Liisankatu), который позже стал называться театр Келлари (Kellariteatteri, Подвальный театр).

Первые театральные впечатления Матти связаны со спектаклем «Ричард III», который Пеллонпяя подростком посмотрел в Хельсинкском городском театре (Helsingin kaupunginteatteri). Этот спектакль, как и еще один, под названием «Берлин в тисках установленного порядка» (Berliini järjestyksen kourissa) произвели на него неизгладимое впечатление.

Кинематограф заинтересовал Матти уже в юном возрасте. Старший брат приводил его в кинотеатр, где фильмы крутились без остановки, а отводить мальчика домой приходилось уже сторожу, так как один он возвращаться не мог.

Первое появление Матти в кино было в фильме «Мальчики» (Pojat, 1961 год) режиссера Микко Нисканена, где у Пеллонпяя была небольшая роль в массовке. В одном из интервью Пелтси сильно преуменьшает свои достижения в этом фильме и создается впечатление, будто бы он и сам не уверен, появляется ли вообще его лицо на экране. Но в титрах  Матти Пеллонпяя все же упоминают как школьника. Первая настоящая роль была сыграна им в фильме Эдвина Лайне «Аксели и Элина» (Akseli ja Elina, 1970).

Есть ли у Пелтси образование в области театра или кино?

С 1973 по 1977 год Пеллонпяя учился в финской театральной академии, куда поступил только с четвертого раза. После её окончания Пелтси прямиком попал в театр Рюхма (Ryhmäteatteri). Позже он прокомментировал это так: “Покидая театральную академию, актёр чувствует что-то вроде того, что из него, может, и получилось 70 кг отличного мяса, но за алкоголь будет выставлен отдельный счёт».

С 1980 по 1981 год он учился (в том числе и режиссуре) в Высшей школе дизайна и искусств по классу кино и телевидения, но, спустя всего год, из-за работы и нехватки времени ему пришлось оставить учебу. Правда, как мы смогли заметить, Пелтси успешно справлялся и в кино, и на телевидении фактически без образования в этой области.

Какая актерская карьера была у Пелтси?

На протяжении нескольких лет, начиная с 1970 года, Пеллонпяя играл в молодежном театре, расположенном на улице Лиисанкату (позже театр Келлари). В 1977 году после театральной академии он поступил в театр Рюхма, и, уже в следующем году, получил роль в спектакле Вильяма Инге «Возвращайся, маленький Шеба» (Tule takaisin pikku Sheba). В 1979 году Пелтси сыграл Томми в спектакле по книге «Пеппи длинный чулок», поставленном в театре Интими (Intimiteatteri). После этого он становится свободным актером. В 1982 году Пеллонпяя еще раз сыграл в театре Интими в спектакле «Смерть одного анархиста в результате несчастного случая» (Erään anarkistin tapaturmainen kuolema). В том же году он позвонил Йоуко Турко, который работал над постановкой спектакля «Неизвестный солдат» (Tuntematon sotilas) в Хельсинкском городском театре, и спросил, нет ли чего-нибудь для него. Место действительно нашлось. Пелтси получил хорошие отзывы за две сыгранные им роли: солдат Риитаоя и Вириля.

Пеллонпяя также играл на других сценах, например, в Ахаа-театре и Ком-театре, и, кроме того, сыграл Вуди Аллена в кабаре на фестивале кино!

В начале 80-х количество ролей в театре пошло на убыль, однако, тогда же Пелтси сыграл главного героя в фильме Мики Каурисмяки «Никчёмные» (Arvottomat), что и привело его в мир кино. Ранее, правда, он уже появлялся в небольших ролях в фильмах «Вкус лета» (Kesän maku, 1975) и «Последний лесопункт» (Viimeinen savotta, 1977).

Какие сценарии были написаны Пелтси, и какие фильмы он срежиссировал?

Пеллонпяя написал сценарий и поставил полнометражный фильм под названием «Последний вечер» (Viimeinen ilta, 1994), об официанте, который перед тем, как выйти на пенсию, проводит свой последний рабочий день в ресторане. Ещё один сценарий,  под названием «Alkoholiton(ik)», он так и не успел воплотить в жизнь. Изначально было решено поставить фильм весной того же 1995 года, когда и был написан сценарий, но этого так и не произошло. Позже, в 1996 году, его сняли друзья Пеллонпяя, назвав фильм «Дыхание Пелтси» (Peltsi-hengessä). Режиссером стал Кари Вяянянен, а актерами Арто аф Халлстрем и Пунтти Валтонен.

В начале 80-х годов на фестивале короткометражных фильмов в Тампере была представлена работа Пеллонпяя – «Правда или вызов» (Totuus vai tehtävä, 1980),  снятая во время обучения в Высшей школе дизайна и искусств. Пеллонпяя сам написал сценарий, срежиссировал и поставил этот фильм. Также известна его режиссерская работа «Время не ждет» (Klondyken kuningas) для хельсинкского театра Келлари.

Чем увлекался Пелтси?

Пелтси занимался мелкоформатным кино [3] как хобби. Мелкоформатное кино мало показывали широкой публике, но, например, фильм о шведском турне театра «Бумажная сцена» показывали на вечере, посвященном поддержке театральной деятельности в Доме Культуры в 1979.

Матти был одарен и в литературном плане. Школьником он придумывал и ставил различные сценки, писал сценарии радиопостановок, он создал образ Матти Песонена - хозяина автотранспортной компании Pesosen Pyörä Oy. Ему нравилось разгадывать кроссворды, головоломки, анаграммы, он интересовался исследованием космоса. А ещё он был настоящим знатоком фильмов о Джеймсе Бонде.

Каким музыкантом был Пелтси?

Пелтси играл с Juice, Popeda и Sleepy Sleepers в качестве басиста и органиста, но только лишь номинально, потому что не находилось повода включать электричество для инструментов. Однажды вышло неловко: на сцене он схватился за орган, который был на самом деле подключён. О своей карьере в качестве псевдо-музыканта сам Пелтси сказал следующее: «работа фальшивым басистом очень сложна, в ней очень важно не издать ни одного неверного звука».

Музыканты Popeda назвали Пелтси крёстным отцом своей группы. С Juice Leskinen & Grand Slam он был в турне на протяжении как минимум одного лета, после чего сказал: «Дедушки рок-н-ролла в прекрасной форме. Гастрольные автобусы мчат по Финляндии их горячие сердца!».

По-настоящему значимым стал проект «Johan Lewis & Korjaa Bois», основанный учащимися театральной школы, где Пелтси был вторым барабанщиком. Группа записала диск под названием «Пленочные отходы» (Jätenauhaa, 1978 год).

Матти Пеллонпяя и группа Peltsix
Матти Пеллонпяя и группа Peltsix.

В 1985 году ещё одно детище Пелтси - группа «Матти Пеллонпяя и друзья» (Matti Pellonpää ystävineen) - записала диск под названием «Jurtzantaa». Пелтси говорил о нем так: «Все лучшие черты традиции, положенной М.А. Нумминеном [4], слились здесь в единой гармонии, чтобы помочь слушателю постичь самые сокровенные жизненные тайны». На альбоме в основном была детская музыка. В том же самом году Пелтси выступал вместе с «Оркестром помощи» (Apua-orkesterin). Деньги от продажи записанного сингла «Мы выплачиваем долги» (Maksamme velkaa) были направлены на благотворительность.

Группа Peltsix была основана в 1989 году, после того как Пелтси увидел сон, в котором он придумал песню «Бакелит и гуттаперча» (Pakeliittia ja kuttaperkkaa). В этой группе Пелонпяя сам сочинял тексты и исполнял песни. Были выпущены две пластинки: «Мясо и холодные закуски» (Lihaa ja leikkeleitä, 1991 год) и «Чистый криптонит» (Silkkaa kryptoniittia, 1993 год).

Не стоит забывать и о музыке в фильме Мики Каурисмяки «Зомби и поезд призрак» (Zombie ja kummitusjuna, 1991), где Пелтси выступает заводилой и вокалистом группы «Harri and the Mulefukkers», и сам исполняет песню «Karjaa Karjalaan».

Какие награды получил Пелтси и как его оценивали?

О Пелтси много писали как на родине, так и за ее пределами. Петер фон Баг считает Пеллонпяя первым финским актером, который стал известен за границей. В 1986 году Пелтси получил государственную премию за заслуги в кино. В 1987 году на неделе кино Виитасари ему была вручена ежегодная почетная награда Humanismin käsi («Рука гуманизма») за фильм «Тени в раю». В 1991 году он получил статуэтку Юсси за лучшую главную мужскую роль в фильме «Долли и ее любовник» (Räpsy ja Dolly), а в1993 году на кинофестивале в Берлине - премию Феликс европейской киноакадемии  как лучший европейский актер года за фильм «Жизнь богемы». В 1995 году ему была присуждена награда общества слепых за радиопостановку «Мой отец, герой» (Isäni, sankari) [5].

Пелтси довольно сдержанно относился к своей популярности. Еще в 1982 году он признался, что его пугает тот факт, что когда-нибудь он может стать общепризнанным классиком.

В честь Пелтси в 1999 году была учреждена награда Матти Пеллонпяя, которую ежегодно вручают на вечере кино в Саариярви, мероприятии, организованном киноклубом. Награду, представляющую собой отпечатанную фотографию, сделанную Марьей-Лееной Хукканен, на которой изображен фрагмент из фильма Аки Каурисмяки, вручают за проявленный интерес к кино и за участие в развитии кинокультуры. Первую награду в 1999 году в Саариярви привез сам Аки Каурисмяки. Вместе с фотографией Аки вручил активисту киноклуба Ирье Кескинен 1000 марок, которых вечно не хватало, как не было их и у Никандера в фильме «Тени в раю». Позже награду получила Лииса Хелминен.

В честь 100-летия кинематографа в 1996 году выпустили почтовые марки на тему финского кино. На одной из марок был изображен Никандер, герой Матти Пеллонпяя в фильме «Тени в раю».

Каковы были отношения Пелтси с братьями Аки и Микой Каурисмяки?

Матти Пеллонпяя и Аки Каурисмяки
Аки Каурисмяки и Матти Пеллонпяя на съемках фильма "Ленинградские ковбои встречают Моисея", 1994 г.

Первое знакомство Пелтси с Каурисмяки произошло в 1981 году на съемках фильма «Лгун». В 1982 году после съемок фильма «Никчемные» (Arvottomat) Пелтси стал постоянным действующим лицом в фильмах Аки Каурисмяки. В 1994 году Аки утвердил Матти Пеллонпяя на главную роль в фильме «Вдаль уплывают облака», комментируя это так: «Нет смысла менять что-то хорошее. Зачем нужно набирать для фильма новых актеров, если вполне устраивают уже имеющиеся».

Пелтси был альтер эго Аки. Вот что Каурисмяки говорит о Никандере, герое Пеллонпяя в фильме «Тени в раю»: «Я беспощадно использую Пелтси для воплощения своего альтер эго. Я вложил громадную долю своих качеств в Никандера,  которого Пелтси приходится облагораживать и приводить к нужному архетипу. Он наш общий ребенок, который позже появляется в «Ариеле», «Жизни богемы» и «Татьяне». Это все вариации одной и той же личности. Пелтси не был Никандером, как и я, но в нас обоих есть много чего от этого героя». Мика Каурисмяки отмечает: «Когда мы решали, что в какой-то из ролей должен появиться Пелтси, это диктовало в дальнейшем ход всего фильма. Некоторые истории никак нельзя было воплотить в жизнь без его участия». В свою очередь Пелтси так комментировал работу в команде: «Это так же замечательно, как играть в хорошей группе. Не смотря на то, что временами в составе происходят изменения, музыканты остаются все теми же».

Характерной чертой актерской работы Пелтси является минимализм, иначе говоря, то, что он может просто «находится» перед камерой, не привнося ничего лишнего, «не быть наигранным». Возможно, он был тем редким актером, которому довелось осуществить идеи Аки Каурисмяки, касающиеся работы артиста, и его представления об актерской свободе: «Я считаю, что артисты могут легко показывать все возможные человеческие и нечеловеческие чувства, ограничиваясь правильным использованием своих бровей. Все остальное - жестикулировать, кричать, улыбаться или неистово вращать глазами - запрещено».

Аки сказал о Пелтси: «Я свёл высказывание к очень короткому, но оно и не желало получаться длинным... Невероятные чувства сходят лавиной, и больше ничего не происходит, кроме того, что ухо слегка похлопывает на ветру».

Манеру диалогов Каурисмяки Пелтси объясняет так: «Аки делает диалог, это язык Аки». Ещё в киноклубе, во времена своей синефильской юности, Каурисмяки привык читать субтитры к иностранным фильмам, поэтому и осталась привычка излагать вещи коротко и ясно.

Почему у Пелтси всегда повязан платок на шее?

Для газеты Etelä-Suomen Sanomat в 1985 году Пелтси прокомментировал: «В прошлом году мы, вместе с Кари Вяяняненом и Эки Саарела, принимали участие в саботировании ужинов на Днях Театра. И артистам требовалось обязательно повязать платок на шею, как отличительный знак. Тогда это был длинный красный платок, подаренный мне моей девушкой, позже повязки менялись, но какая-нибудь тряпка должна была висеть обязательно. От ношения платка я до сих пор не отказался».

Чем Пелтси занимался в области искусства?

Артистический талант Пелтси был на редкость многогранен: он играл в театре, снялся в более чем 40 фильмах, выступал на ТВ и в радиопередачах, в кабаре, читал на радио книги для детей и взрослых, режиссировал, писал сценарии, работал осветителем и ассистентом режиссера, был ведущим, появлялся в эстрадных передачах, обучал, играл в группах, записывал пластинки и т.д.

У Пелтси есть шутка о том, какой он актёр: «Самым многогранным я предстал, догадываюсь, когда я играл ассистента  фокусника, — знаете, в этом номере с пилой».

Что подразумевают под богемностью Пелтси?

Богемность Пелтси в том, чтобы делать важные вещи, но в остальном быть абсолютно хаотичным. Это фраза, которую Пелтси часто повторял и, вероятно, в основном он имел в виду, что рабочая мораль и профессиональные навыки необходимы, чтобы выполнять свою работу максимально хорошо, а после этого ты отстёгиваешь ремни, чтобы отправиться в своё свободное время.

Это отношение, похоже, также проглядывает в другой его фразе: «Жизнь — это работа, но не наоборот». Огромную часть своего свободного времени Пеллонпяя провёл в ресторанах, которые стали его гостиной. Там удобно наблюдать за людьми и запоминать манеры, которые можно использовать в ролях. «Часто рестораны похожи на человеческую жизнь в мясном бульоне. Там представлены профессии, социальные классы, иерархии и взаимоотношения».

Личная жизнь Пелтси и его роли в кино часто перемешивались друг с другом. Пелтси отлично удавалось представлять богемных безработных или простых мимо проходящих людей. Возможно, одной из причин тому стала привычка самому приносить  одежду для героев фильмов. Конечно, то, что Пеллонпяя проводил кучу времени в барах, стало началом рождения образа общественной богемы. В Хельсинки он посещал рестораны Bulevardi, Elite и Kosmos, а в Тампере - Tikkikka и Aula-baari. Но они далеко не были единственными местами. Он проводил свои наблюдения и во многих других заведениях.

Говорил ли Пелтси на самом деле по французски?

Кадр из фильма «Жизнь богемы»
Матти Пеллонпяя и Эвелин Диди в фильме «Жизнь богемы», 1992 г.

В 1995 году в журнале Filmihullu опубликовали обсуждения грядущего кинопраздника в Саариярви. Тогда Аки Каурисмяки и Пелтси рассказывали о рождении фильма «Жизнь богемы»:

Аки позвонил Матти и сказал: «Матти, тебе надо выучить французский язык». Матти ответил: «Мне нужно закончить какие-нибудь курсы, или что-нибудь подобное? Когда начинаем снимать?» Аки: «Через неделю». Затею с французским языком осуществили с помощью маленьких шпаргалок с фонетическими подсказками, в результате все получилось и речь героя успешно переходила от албанской к французской.

За эту роль Пелтси получил награду Феликс на кинофестивале в Берлине как лучший актер!

Что говорил Пеллонпяя?

Пелтси славился тем, что у него находились шутки или какие-нибудь подходящие фразы в любой ситуации. Здесь собраны некоторые остроумные замечания, взятые из различных интервью с Пелтси.

О жизни:

«Дружить с женщиной непросто. Возникает напряжение самого разного рода. Об этом одно из моих любимых высказываний: "Да здравствуют шовинизм и женщина, если она мама"»

«Да здравствуют я, анархия и алкоголь, - и разбитые, но глубокие человеческие взаимоотношения»

«В своих любовных делах я придерживаюсь следующей линии: важно не назначение, а само движение. Человек, который знает, где он окажется, обречён, или, по крайней мере, является членом социал-демократической партии. И, если он не романтик, то он вполне может стать парламентарием».

 «В жизни должна присутствовать неудержимость»

«К жизни надо относиться серьезно, чтобы над ней можно было посмеяться»

«Нужно быть всегда готовым двинуться в путь. Ведь никогда не знаешь, вдруг отправляющийся поезд окажется последним»

Об актерской игре:

«Цитируя Брехта, наблюдение — главная составляющая актёрской игры».

«Даже если роль заключается в том, чтобы принести поднос и произнести одну реплику, она должна быть сыграна так, будто бы это была главная роль. И я не имею в виду, что надо чувствовать себя дивой».

«Игра это непрерывный само-психоанализ, путешествие в Икстлан [6]. Я откапываю знания о самом себе. Никандеру во мне так же хорошо, как и кому-либо другому».

«Без нарциссизма невозможно стать актером»

 «Артист в самом расцвете сил это руководитель путешествия, у которого карта Африки заполнена белыми пятнами. Те белые пятна особенно интересны, и публика идет вместе с актером в экспедицию. Актер это канатоходец, который танцует на веревке над зрителями. Когда один хоть раз пройдет, другой, поверив ему, тоже попробует. Искусство это всегда прыжок в неизведанное».

О фильме «Тени в раю»: «Отменная мелодрама (…) Аки музыкант, а я инструмент. Хорошо, если настроенный».

И о финальной сцене в этом фильме, где пара отправляется в романтическое путешествие: «Изначально конечным пунктом должен был стать Стокгольм. Но Аки поехал туда и чуть не получил в лицо. В Таллинне прием должен был быть более дружелюбным»

Что обозначает сокращение SHS, появляющееся в финальных титрах фильма?

Пеллонпяя начал учебу в Высшей школе искусства и дизайна по классу кино и ТВ, куда проходил ровно год. Там же он и познакомился с режиссурой. Вдобавок, Пеллонпяя была знакома осветительная техника, и он некоторое время работал осветителем и ассистентом режиссера.

В компании с другими сотрудниками была организована группа  финских кинопрофессионалов Suomen Hönöseura или SHS. Это, в первую очередь, была команда осветителей, но в нее принимались профессионалы и из других областей кинопроизводства. Принцип SHS был: «Не жалуйся - протестуй в открытую». В SHS состояли 9 полноправных членов, а также несколько приглашенных почетных членов. Пеллонпяя имел звание «полноправного профессионала по части психологических сцен в кино».

Как Пелтси относился к своей профессии? И какие еще у него были профессиональные навыки?

Пелтси сам говорил, что настоящий профессионализм заключается в том, что этот фактор не должен быть на виду. Пеллонпяя считает своим большим преимуществом то, что он обучался в высшей школе дизайна и искусств по классу кино и ТВ. Благодаря некоторому образованию и разносторонней карьере у него были большие знания в области техники ведения киносъемки. Возможно, отчасти его кинематографический инстинкт выглядел примитивным, возможно часть его родилась во время обучения режиссуре. Во время съемок Пеллонпяя всегда пытался разузнать, например, пленку какого формата используют, производят ли съемку с помощью большого фокусного расстояния или под широким углом.

Профессиональная игра требует понимания сложившейся обстановки, так чтобы высказывания соответствовали ситуации, и такое понимание было у Пелтси. Он размышлял: «Бесполезно пытаться показать в пятисекундном отрывке фильма тяжелое детство, бородавку на пальце ноги и деревянный поезд, сломанный в канун рождества. Все это не влезет».

Профессионализм Пелтси проявлялся и в том, что он всегда покорно принимал свои роли, и никогда не воспринимал их как «играющий актер». Свое отношение к образам героев Пелтси комментировал так: «Тебе нужно быть вместе с тем образом. Мой герой - это не Матти Пеллонпяя, а Манне Ояниеми. Это предполагается сценарием… Если я буду верить в то, что ситуация реальна, как и мой герой, тогда все начнет работать само собой».

О профессиональной актерской работе Пеллонпяя звучали мнения от авторитетных кинорежиссеров и зрителей.

Яакко Таласкиви: «У Пеллонпяя имеется примитивный кинематографический инстинкт, которого обычно нет у тех, кто ходит в театральную школу. Он точно знает, что самое важное в данный момент должно попасть в камеру, под каким углом лучше снимать. В это время остальные могут полностью расслабиться».

Также Петер фон Баг несколько раз хвалил Матти Пеллонпяя. Вот то, что он произнёс в ходе дискуссионного клуба Саариярви в конце 1994: «Даже самые выдающиеся актёрские достижения часто представляют собой лишь случайные всплески, но в Пелтси такой важный для его работы ум соединяется с огромным чувством».

В 1995 в шестом номере Filmihullu он посвящает умершему Матти Пелонпяя такие слова: «непревзойдённый актёр, благодаря которому старая и неясная математическая функция, которая должна отражать зависимость между жизнью и искусством и жизнью и комедией, получила новую, осязаемую на эмоциональном уровне пронзительную ясность».

В каких ТВ- и радиопередачах появлялся Пелтси?

Матти Пеллонпяя на радио.
Матти Пеллонпяя на радио.

Сам Пелтси очень любил и ценил передачи на радио. Он говорил: «Радио это прекрасный и неумолимый инструмент, ведь использовать можно только голос, бесполезно выполнять сальто и мотать головой. Если в речи будет ложь, это будет сразу слышно».

Пеллонпяя сделал карьеру, озвучивая радиопостановки. Его голосом говорит Вили Вильпери в передаче для детей, он читал на радио детскую литературу («Заяц Веммелсяяри», «Винни Пух», «Во дворе Пинтери», «Лииса в стране чудес», «Пека Топохянтя», сказки братьев Гримм), принимал участие в десятках радиопостановок, как детских, так и взрослых. Из них можно выделить такие, как:

«Маленькая подружка» (Pikku ystävätär),

«Один день для Тойво Хюютианена» (Yksi päivä Toivo Hyytiäiselle),

«Иконы Достоевского» (Dostojevskin ikonit),

«Московский ноябрь» (Moskovan marraskuu),

«Арво Фаллесманти и я» (Fallesmannin Arvo ja minä),

«Человек мирового побережья» (Maailmanrannan mies),

«Цветы для мадонны» (Kukkia madonnalle),

«Принесенный огнем» (Tulen viemää),

«Спать» (Nuku mut),

«Рыбы-фонарь» (Lyhtykaloja),

«В октябре без женщин» (Lokakuussa ilman naista),

«Вуду Чили» (Voodoo Chile);

сериалы «Neurovelho» и «Хорхе Луис Борхес». В 25 постановках Пеллонпяя отводились небольшие роли. Он появлялся в «Императорском орле» (Keisarikotka, 1985), в передаче «Kai Kyösti Kaukovalta», где он говорит на латыни на диалекте города Тампере. Следует также добавить, что его голосом говорил Пентти Хаанпяя [7].

Что касается ТВ, то там он участвовал в большинстве передач. Согласно имеющимся данным в ТВ архиве радио YLE, у Пеллонпяя были разнообразные роли примерно в двухстах программах. Ниже приведены только некоторые из них:

Телевизионные передачи

«Пятницы» (Perjantaita, 1977-1978)

«Анкета» (Lomake, 1979)

«Кукование» (Hepskukkuu, 1979-1981)

«Контакт, контакт» (Tatsia, tatsia, 1981-1982)

«Тюбик» (Tuubi, 1981)

«Казино» (Casino, 1983-1984, серия передач, посвященных рок-музыке)

«Азартная игра» (Uhkapeli, 1990-1991)

«Год рока» (Rock-vuosi, 1983)

Спектакли и прочее

«Воскресенье» (Sunnuntai, 1978), драматический спектакль по новеллам Элви Синерво;

«Сбежавшая лошадь» (Karannut hevonen, 1978), финская оперетта;

«День до» (Päivä ennen, 1978), комедия режиссера Лаури Торхонена;

«Дружба» (Ystävyys, 1979), передача сценариста и режиссера Пяйви Харцелли;

«Чудные» (Kummalliset, 1981), фильм-сказка режиссера Райли Русто;

«Кошмарный убийца Лалли» (Kauhea murhamies Lalli, 1981), телевизионная передача режиссера Кари Франки;

«Лето» (Suvi, 1981), киноповесть режиссера Ээро Туомикоски;

«Счастливица» (Onnentyttö, 1983), передача режиссера Кари Франки об известной эстрадной исполнительнице;

«Поезд» (Juna, 1984), кино режиссера Катариины Лахти;  

«В кильватре» (Vanavedessä, 1984), детская передача Юхи Карикоски, посвященная шведскому кораблю;

«Медиум» (Meedio, 1985), комедийная ТВ-передача Отто Валетта;  

«Лихорадка Юхани» (Juhani on kuumeessa, 1985), передача Хану Кахакорви и Кари Франки;

«Догоните поезд» (Ottakaa juna kiinni, 1986), трехсерийная баллада Ласе Линдберга;

«Гребец» (Soutaja, 1990), ТВ-фильм режиссера Кале Пурсиайнена по роману Илкки Питкянена;

«Страна была дорогой» (Kallis oli maa, 1991), серия передач из 6 частей, режиссер Тапио Кивиранта;

«Человек составляющий расписания» (Taulukkomies, 1993), передача  Хейкки Ортамо, посвященная статистике;

«Чаплинизм» (Chaplinesque, 1993), музыкальные истории, передача Пеки Мандарти;

«Шутки» (Sutki, 1993), передача Кари Вяянянена;

«Упавшие» (Pudonneita, 1994), фильм режиссера Сулеви Пелтола по сценарию Харри Нюканена;

«Черт побери – много жизней Сакари Пялси» (Jukopliut - Sakari Pälsin monta elämää, 1995), сценарий и режиссер Мирья Метсолаa, отчасти драматическая история о жизни писателя Сакари Пялси.

Ээро Туомикоски написал сценарий и срежиссировал 55-минутный фильм в 1984 году о личности Матти Пеллонпяя, под названием «О моей работе» (Se minun töistäni). Передача получила противоречивые отклики после выхода на ТВ.

После смерти Матти Пеллонпяя по его сценарию был экранизирован фильм «Алкогольный тоник» (Alkoholitonik eli hojaa, pojat, 1996)

Когда умер Пелтси и где находится его могила?

Могила Матти Пеллонпяя
Могила Пелтси на кладбище Малми.

«Пелтси не перестал существовать, он просто умер» (из прощального слова Джуса Лескинена, август 1995).

Пеллонпяя умер 13 июля 1995 года от болезни в возрасте 44 лет, по пути в Ваасса. Он был отпет в Хельсинки в часовне на кладбище Малми, затем прошла церемония прощания на Кабельном заводе (Kaapelitehdas) [2]. Проститься с Пелтси пришло около 300 человек, которые исполнили его пожелание: «Можете плакать, но не грустить. Будьте веселы и все, кто остался в живых, пусть закатят хорошую пирушку в память о прошлом». Могила Пеллонпяя находится на кладбище Малми. Ее точные координаты: блок 89, линия 30, номер 339.

Последнее выступление Пелтси состоялось за две недели до смерти, в программе «Kaapusta» на радио YLE, где он по-русски цитировал Максима Горького.

Восьмого августа 1995 года в клубе Тавастиа, был проведен концерт в память о Матти. В шестичасовом концерте приняли участие группы Peltsix (c Кари Вяяняненом на вокале), Sakari Kuosmanen Band, Johan Lewis & Korjaa Bois, Juice Leskinen & Grand Slam, Popeda, Leningrad Cowboys и Eppu Normaali. Вырученные от концерта средства (60 тысяч марок) были переданы в фонд Финского Красного креста на помощь в случае чрезвычайных ситуаций.

Что еще можно добавить о Пелтси?

В начале 80-х Пеллонпяя в течение года посещал высшее художественное учебное заведение по классу кино и телевидения, где получил базовые знания в области техники киносъемки.

Он работал осветителем в таких фильмах как: «Макбет» (Macbeth, 1987) режиссера Паули Пентти, «Гамлет идет в бизнес» режиссера Аки Каурисмяки,  «До свидания, прощай» (Näkemiin, hyvästi, 1986) и «Анни  ищет маму» (Anni tahtoo äidin, 1989) режиссера Ансси Мянттари, в музыкальном видео Ленинградских ковбоев режиссера Аки Каурисмяки «Thru the wire», 1987 год.

Работал помощником режиссера в фильме Аско Толонена «Вкус лета» (Kesän maku, 1975) и ассистентом в фильме Аки Каурисмяки «Балалайка шоу» (Total Balalaika showssa, 1993).

Аки Каурисмяки написал для Пеллонпяя одну из главных ролей в фильме «Вдаль уплывают облака» (Kauas pilvet karkaavat, 1996). В ноябре 1994 года он упомянул: «Лицо господина Пеллонпяя гарантированно начнет мелькать 4 августа 1995 года. Я уже долгое время думаю над созданием нового фильма, посвященного безработице. (…) Пока что мы можем раскрыть информацию о том, что в безработной супружеской паре, одного из супругов будет играть Пеллонпяя, а другого Оутинен».

Однако Пелтси погиб за 2 недели до начала съемок фильма, и Аки отредактировал сценарий так, что роль, предполагаемая для Пелтси перешла к Кати Оутинен, а её мужа сыграл Кари Вяянянен. Съемки начались 1 октября 1995 года. В фильме есть сцена, где героиня Илона, которую играет Кати Оутинен, грустно рассматривает детскую фотографию, на которой изображен маленький Пелтси. Фильм «Вдаль уплывают облака» посвящен памяти Матти Пеллонпяя.

В фильме Каурисмяки «Человек без прошлого» также присутствует напоминание о Пелтси: когда герои приходят в хельсинкский бар «Москва», там на стене висит портрет Пеллонпяя.

В фильме Мики Каурисмяки «Лос-Анджелес без карты» (L.A. without a map, 1998) молодая пара идет на свидание в кино, где на экране прокручивается фильм Аки Каурисмяки «Жизнь богемы», и в одном из фрагментов проскакивает Пеллонпяя.

Пелтси играл в небольших ролях, например, был посетителем  в ресторане в фильме Мики Каурисмяки «Бумажная звезда» (Paperitähti, 1989), говорил голосом робота Оскара в фильме «Странное дело» (Kumma juttu, 1989) режиссера Марку Полтомаа, озвучивал Мюкка-Анти в фильме «Деревня каменотесов» (Kivenpyörittäjän kylä, 1995) режиссера Марку Полонена и бабушку с пучком на голове в музыкальном видео «Raptori Moe!», 1990 год.

«Мы не должны принимать реальность такой, как она есть, а должны воспринимать ее такой, какой она существует в наших мечтах»


[1] "Salut, big nose!" – одна из реплик Манне, героя Пелтси в фильме Мики Каурисмяки "Никчемные". Она адресована герою Аки Каурисмяки – Вилле Альфа, который отправляется в Париж.
[2] Kaapelitehdas - культурный центр, открытый на месте бывшего Кабельного завода. Там проходят концерты, выставки, ярмарки, фестивали, на его территории действуют три музея, галереи, танцевальные театры, художественные школы, радиостанции. Kaapelitehdas считается зоной независимого экспериментального искусства.
[3] Кино, снятое на плёнку шириной 8 мм (она гораздо уже стандартной 35 мм плёнки).       
[4] M.A. Нумминен (Mauri Antero Numminen) - финский музыкант-эксцентрик, философ, лингвист, писатель, поэт, деятель кино и радио. В 60-х годах на его родине, в Швеции, его музыка воспринималась как довольно радикальная, многие песни были запрещены, он прослыл анархистом левацкого толка и пытался всячески провоцировать публику и власти.
[5] «Мой отец, герой» - роман финского писателя Джони Скифтесвика (Joni Skiftesvik), 1987 г.
[6] «Путешествие в Икстлан» - третья книга Карлоса Кастанеды, где он с завораживающими подробностями описал свое путешествие за пределы обычной реальности, в иные миры.
[7] Пентти Хаанпяя (Pentti Haanpää, 1905 - 1955) - финский писатель, классик финской литературы. Его рассказы Матти Пеллонпяя неоднократно читал на радио.  

Перевод с финского: Е. Чернявская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий