на главную   акиландия

В главной роли - город

Петер фон Баг  |  из книги "Aki Kaurismäki", Cahiers du Cinéma, 2006

Финская шведскоговорящая поэтесса Эдит Сёдергран говорила о «несуществующей стране», а Жорж Перек о «месте в духе Борхеса, откуда виден весь мир разом...». Пейзаж души Каурисмяки – «пространство» между городом и деревней. Даже в городских его сценах мы почти всегда на окраине, не в центре; центр характеризуется как обезличивающее и безымянное пространство. Рабочий квартал Каллио в Хельсинки часто фигурирует в фильмах «Тени в раю» и «Девушка со спичечной фабрики».

Кадр из фильма «Тени в раю»
Кадр из фильма «Тени в раю»
Кадр из фильма «Тени в раю»
Кадр из фильма «Тени в раю»
Кадр из фильма «Тени в раю»
Кадр из фильма «Тени в раю»

Каллио. Кадры из фильма «Тени в раю».

Некоторые произведения − настоящие фильмы о городе: «Преступление и наказание» и «Союз Каламари» содержат незабываемые виды городского ансамбля, снятые с высокой точки. В «Огнях городской окраины» такие планы особенно значимы. Тогда как в фильме «Рай и ад» (1963) Куросавы области проживания богатых и бедных отделены друг от друга физически, но находятся в пределах видимости друг от друга, здесь диаметральные полюсы общества вложены друг в друга, как матрешки, в одной и той же среде. Каждый такой пейзаж – захватывающий ребус, хотя режиссёр не стремился к эффектности.

Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»

Руохолахти. Кадры из фильма «Огни городской окраины».

Квартал Руохолахти в Хельсинки был полностью перестроен на деньги крупных предприятий, достаточно влиятельных, чтобы стереть с карты культовое место, символ независимости молодежи – легендарный рок-клуб «Лепакко», и одинокие призраки молодых маргиналов непременно где-то еще рыщут. В интервью Ilta-Sanomat (1987 г.) Аки Каурисмяки прокомментировал это так:

Все, что мы сняли, в основном было снесено спустя день или год. Архитекторы и инженеры поднялись, чтобы защитить отдельные дома, снос происходил в период 1965-1985 гг. Я этого никогда не прощу. Такое преступление невозможно больше нигде в Европе, даже шведы берегут свою среду обитания лучше нас. По какому праву эти люди калечат страну, которую изначально им не в чем упрекнуть».

На фото слева - легендарный клуб «Лепакко», 1979 г., справа - офисное здание, построенное на месте снесённого клуба.

Перевод с французского:  Л. Тюрина, специально для сайта aki-kaurismaki.ru