на главную   фильмы

Жизнь богемы

Татьяна Елькина  |   liga-press.ru

Картина снята в 1990 году и получила несколько европейских кинопремий: «Феликсы» за лучшую мужскую роль, за мужскую роль второго плана - призы Европейской киноакадемии и премию ФИПРЕССИ на Форуме молодого кино Берлинского МКФ.

Действие в картине происходит в 60-70-е годы в Париже. Несмотря на то, что частично актерский состав – французский (в главных ролях Филипп Дормой, Самуэль Фуллер, Жан-Пьер Лео и др.) и фильм снимался в том числе и во Франции, финский почерк фильма очевиден – в актерской игре совершенно явно просматривается скандинавская сдержанность.

Каурисмяки экранизировал роман Анри Мюрже, который лег в основу оперы Пуччини «Богема». Опера себя исчерпала, считает режиссер, и переводит эту историю на язык кинематографии. Богемная среда Парижа изображена режиссером вполне правдиво – без излишнего романтизма и трагизма, но и то, и другое проступает через ткань фильма как бы само собой. Герои – трое друзей мира искусства – музыкант, писатель и художник. Жизни их очень похожи, и не только потому, что они проводят время вместе. От писателя Марселя уходит женщина: она закладывает в ломбарде свое кольцо, чтобы им было, на что есть, а он покупает на эти деньги собрание сочинений Бальзака. Подруга Марселя выбирает жизнь в провинции с зажиточным крестьянином – «Не очень красивым и умным, но очень милым». От художника Рудольфо в период затяжного безденежья тоже уходит любимая женщина, правда потом Мими возвращается – чтобы умереть.

В общем, перед нами Париж, взлеты и падения, нелегальное проживание в трущобах, обеды вскладчину, растапливание печки в холод своими неизданными юношескими стихами, мужская дружба (прямо-таки по Ремарку) - когда делятся последним, любовь – когда женщины уходят после того, как у мужчин кончаются деньги, грошовые радости покупок обновок в Сэконд-хэнде…

Очень символичен последний совместный ужин героев, когда внезапно проступают все контуры того, что с ними произойдет в будущем. Пока они едят последние сэндвичи своего друга-музыканта Шонара, он играет им на пианино свое новое произведение, в которое органически вплетаются стук, завывание сирены и несколько раз повторенные слова «Вы арестованы». В этот момент подруга Марселя говорит Мими о том, что приняла решение уехать, и Мими понимает, что скоро сделает то же самое.

Так они живут, творят, радуются, страдают, умирают. И все это – словно замкнутый круг, дорога, которой нет конца… Но без кого-то нарочитого пафоса на тему великих жертв ради великого искусства: все проходит очень просто и естественно, и, может быть, именно поэтому задевает так сильно.

 

Оставить комментарий