на главную   фильмы

Канны: Старик и дитя - вариация на тему от Аки Каурисмяки

Уилфрид Эксбрайат  |  Reuters  |  17.05.2011
Как снять фильм об иммиграции и не впасть в ложный пафос или мизерабилизм? Достаточно позвать Аки Каурисмяки.

Режиссер "Ленинградских ковбоев" установил свою камеру в Гавре, тем самым предопределив встречу пожилого, оппозиционно настроенного, но сохранившего богемную жилку человека, с африканским мальчуганом, тайно иммигрировавшим в Европу.

Марсель Маркс (Андре Вилмс), чистильщик обуви, однажды  встречает Арлетти (Кати Оутинен, любимица финского режиссера). С тех пор они живут вместе.

Однажды их семейную идиллию нарушает случайная встреча Марселя с Идриссом, мальчиком, который всеми способами пытается попасть к матери в Лондон, несмотря на полицейские облавы и не гнушаясь воспользоваться внезапной болезнью Арлетти.

"Гавр", номинант на Пальмовую ветвь, - это сентиментальная комедия, где можно увидеть  характерные отпечатки руки финского кинорежиссера: грустно-колкий юмор, сцены, начинающиеся с показа застывших в позе персонажей, нелепые реплики, холодное световое решение на голубоватом фоне.

Каурисмяки поведал, что он искал портовый город. Не найдя нужный в Испании, Португалии, а  также на юге Франции, он, очарованный местной архитектурой, остановил свой выбор на нормандском побережье.

"Я мог бы снять в любой европейской стране, кроме, возможно, Финляндии и Швеции, так как даже в глубочайшей депрессии никто не захочет отправиться в эти две страны", - пошутил Аки Каурсимяки во вторник во время пресс-конференции.

Гримаса добродетели

 "Гавр" со своей галереей возрастных персонажей и декораций, как, например, местная рок-звезда Литтл Боб, просто фонтанирует уморительными репликами, которые тут же становятся цитатами. Что делает фильм более легким по сравнению с , например, "Человеком без прошлого", за который Аки Каурисмяки получил Гран-При в 2002 году.

В авторской аннотации к фильму, режиссер уточняет, что тема иммиграции кажется ему относительно забытой европейским кино, но тут же добавляет, что его фильм  "ирреалистичен во всех смыслах".

Этот намеренный и осознанный со всей долей ответственности ирреализм как раз и позволяет использование наполненных жизнью  диалогов между протагонистами, а также, когда это  необходимо,  диалогов, полных почтительной сдержанности.

Комедийный актер Андре Вилмс резюмирует эти два аспекта в два слова: "Гримаса добродетели".

"Мы не разбрасываемся; мы играем людей, стараемся делать это с осторожностью, нежностью, без излишней натянутости", - объяснил он.

Проблема иммиграции остается аргументом "Гавра", темой, которая была озвучена, вопреки особой форме фильма – полнометражной,  самим Аки Каурисмяки и Жан-Пьером Даруссеном, сыгравшим полицейского, которому поручили арестовать молодого незаконно пересекшего границу иммигранта.

"Аки (...) творит мир из двух-трех  безделиц, тогда как те, для кого  мир создан,  делают из него две-три безделицы", - сказал актер.

"Не только Италия, Греция или еще две-три страны должны заниматься  беженцами, размещая их в лагеря", - в свой черед высказался Аки Каурисмяки. "Они (политики) не кажутся действительно заинтересованными каждодневной жизнью, существуя между комнатой в гостинице и своими Мерседесами".

Пресса во вторник утром встретила аплодисментами фильм "Гавр", который должен выйти на экраны во Франции 21 декабря.

Перевод с французского:  К. Макарова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий