«Гавр» очаровал

Аки Каурисмяки. Фото: Lehtikuva/Antti Aimo-Koivisto.
«Сумасшедший или гений?», казалось, многие вчера задавались этим вопросом на фестивале кино в Соданкюля, когда в Финляндии состоялась премьера нового фильма режиссера Аки Каурисмяки.
Каурисмяки, которого встречали как героя, вернувшегося на родную землю, лично присутствовал на фестивале и представил свой фильм.
«Заранее спасибо за аплодисменты. Но они могут прекратиться после окончания фильма», - сказал он.
«Также хочу извиниться за то, что не мог, в силу необходимости, не сделать в фильме хороший конец».
Когда начались финальные титры «Гавра», стало ясно, что Каурисмяки ошибся в своей догадке.
Аплодисменты не умолкали, и Каурисмяки пришлось, вслед за Петером фон Багом, вновь предстать перед публикой.
«Петер, ну расскажи уже какую-нибудь историю, чтобы мне не пришлось тут одному с микрофоном висеть».
Аки Каурисмяки заставил публику прослезиться
- Должен признаться, что несколько раз хорошенько прослезился, - говорит режиссер Доме Карукоски после просмотра новинки своего коллеги.
– Это было такое чувственное повествование о любви между стариками и о заботе людей друг о друге. Это, безусловно, лучший фильм Аки Каурисмяки, - заверяет Карукоски.
«Гавр» - это повествование в минималистском духе, свойственном Каурисмяки. С помощью чувственных картин и простых реплик достигается сильный эффект. История разворачивается во французском портовом городке — поток беженцев из Южной Африки делает ее очень актуальной. Аки Каурисмяки признается, что хотел показать, насколько люди зависимы друг от друга, независимо от расы и статуса.
– Нет желтых, зеленых или черных. Мы все живем на одной планете. Если она рушится, то нам следовало бы сосредоточиться на более важных вещах, - говорит Аки Каурисмяки.
Сам Каурисмяки на фильм опоздал
Аки Каурисмяки является одним из инициаторов создания кинофестиваля в Соданкюля. Прошло 26 лет, но здесь он так и не успел ни один фильм посмотреть целиком.
– В первые годы я отвечал за работу техники, и всегда, когда я начинал где-то смотреть фильм, поступала информация, что где-то в другом месте неполадки с аппаратом и мне приходилось бежать туда, - рассказывает Каурисмяки.
– Я видел начало многих фильмов, но не видел ни одного фильма целиком. С тех пор осталась такая травма, что теперь я здесь ничего не смотрю.
В других местах мастер смотрит много фильмов. Тем, кто стремится работать под его руководством, приходится смотреть много, много фильмов, плохих и хороших. Из всего можно извлечь опыт, говорит Каурисмяки.
Перевод с финского: агентство переводов Profalians, специально для сайта aki-kaurismaki.ru