на главную   фильмы

Гавр глазами финна

Яак Лыхмус  |  Postimees.ee  |  19.05.2011
Аки Каурисмяки и Литтл Боб
Аки Каурисмяки (слева) слушает, что думает о мире поющий в «Гавре» Литтл Боб. Фото: AFP/Scanpix.

Самый теплый прием на фестивале единодушно был оказан Аки Каурисмяки. После просмотра, стоя в очереди за кофе, свое восхищение фильму «Гавр» выразили как латвийские, так и французские кинокритики.

В творчестве 54-летнего Каурисмяки «Гавр» стал 17-м полнометражным кинофильмом. Финский режиссер и прежде представлял свои работы в Каннах — в 2002 году его лента «Человек без прошлого» совсем немного не дотянула до «Золотой пальмовой ветви».

Тогда политкорректное жюри под руководством Дэвида Линча отдало главную премию фильму Романа Поланского о Холокосте «Пианист». Талантливому финну достался лишь Гран-при.

В последний раз самый известный в мире европейского кино финн снимал во Франции 20 лет назад — в 1991 году на экраны вышел его фильм «Жизнь богемы». Тогда местом действия был Париж 1950-х, а теперь — современный портовый город Гавр, в котором время будто остановилось. В обоих фильмах главную роль играет Андре Вилмс. Теперь он — литератор Марсель Маркс с богемным прошлым, который утратил надежду на реализацию своей мечты и зарабатывает на хлеб, работая чистильщиком обуви.

И, конечно же, фильм выдающегося кинематографиста невозможно представить без Кати Оутинен, которая играет спутницу жизни Маркса, Арлетти, и которая за работу в «Человеке без прошлого» уже получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль.

Чисткой ботинок в наше время особо не прокормишься, поскольку в основном люди носят тенниски, кроссовки, сандалии или резиновые сапоги. Разбитые башмаки самого Маркса полирует его жена. Как вскоре выясняется, Арлетти смертельно больна, но Марсель не должен об этом знать.

Новый фильм Каурисмяки сердечный и оптимистичный. Суховатая, но искренняя, затененная абсурдным вкусом и юмором, сентиментальность — вот что является высшей пробой творчества Каурисмяки.

Диалог краток, но эффективен. «Гавр» является необычно «разговорчивым» для Каурисмяки фильмом, публика постоянно реагирует, — или тихой усмешкой, или взрывом хохота, — на высмеивание бюрократии, перипетий социального обеспечения и полиции. Марселю Марксу противостоит именно полицейский, угрюмый инспектор Моне (Жан-Пьер Дарруссен). Лучшего криминалиста города вынуждают ловить иммигрантов.

Однажды утром у портового причала находят контейнер с чернокожими беженцами. Одному мальчику удается сбежать, и, по воле сценариста и режиссера, он встречается с Марселем Марксом, который остался один после того, как его жена попала в больницу.

Маркс решает помочь мальчику, чтобы тот смог добраться до Лондона, где живет его мать, тоже нелегальная иммигрантка. Итак, человеческое сочувствие против законного порядка.

Каурисмяки всегда умел провоцировать без особого эпатажа. Он делает то, что считает нужным: в далекой юности он на пресс-конференции потягивал водку прямо из бутылки, а теперь, отвечая на вопросы журналистов, он курит, и не важно, что это запрещено.

Все-таки суть важнее быта. Каурисмяки больше не является скандалистом, он заставляет говорить о себе, скорее, тем, что снимает очень старомодное кино. Брессон, Бекер, Мелвилл, Тати, Клер, Карне. Дух, присущий фильмам этих авторов, витает и в «Гавре», хотя никто из них не цитируется ни словом, ни кадром.

 

Оставить комментарий