на главную   фильмы

«Человек без прошлого» - в российском прокате

Лариса Юсипова  |  Ведомости 

В Киноцентре на Красной Пресне прошла торжественная премьера фильма «Человек без прошлого». Со вчерашнего дня увенчанная лаврами картина Аки Каурисмяки — в российском прокате. Первый раз «Человек без прошлого» появился в Москве на минувшем ММКФ — через месяц после того, как картине вручили Гран-при Каннского фестиваля. Выход в российский прокат оказался будто специально приуроченным к объявлению шорт-листа «Оскара»: «Человек без прошлого» попал в пятерку финалистов, претендующих на награду как лучший неанглоязычный фильм. И это при том, что нынешней осенью Каурисмяки страшно обидел американцев, отказавшись приехать в Штаты на фестиваль — из чувства солидарности с иранскими режиссерами, которым отказали в визе. В общем, те зрители, для которых перед походом в кино важно убедиться, что зрелище предлагается статусное и модное, могут смело отправляться на «Человека без прошлого». Скорее всего они обнаружат, что статусность, даже в североевропейском исполнении, это далеко не всегда занудство. Сам режиссер так рассказывает о фильме: «Человек без имени приезжает в город, и его тут же избивают до смерти. Здесь начинается эпическая драма — фильм, или лучше сказать — грезы одиноких сердец с пустыми карманами под огромным небом нашего Господа, или, может, лучше сказать — птиц». Говоря проще, на человека нападают бандиты, избивают до полусмерти, человек попадает в реанимацию, и, когда приборы, к которым он подключен, дают на мониторе ровную непрерывную линию смерти, человек встает с кровати, отрывает тело от датчиков и выходит на улицу рабочего хельсинкского предместья. Он двигается, говорит и чувствует себя совершенно нормально, но ничего не помнит. Прошлое стерто из мозга, но память тела жива, и она помогает герою построить новый дом, найти друзей, отомстить обидчикам, полюбить и, что самое удивительное, развязать гордиевы узлы своей прошлой жизни. Финляндия не зря входила в состав Российской империи — Аки Каурисмяки ведет себя как полноправный наследник великой русской литературы с ее культом маленького человека. Но и как представитель западной цивилизации — с ее культом человека вообще, вне зависимости от места в общественной иерархии.

Фильм искусно маскируется то под социальную драму, то под пародию на нее, то под образцовое произведение эпохи постмодернизма. Но Каурисмяки в свойственной ему отстраненно-ироничной манере рассказывает совсем не историю преодоления социальных проблем с помощью «Армии спасения» (на чем строится внешний сюжет фильма). «Человек без прошлого» — это путешествие в рай, в иную жизнь, своего рода «Чужие», только все чужие здесь на самом деле свои. В результате получилась притча о том, как герой обретает гармонию. Но самое важное, что вместе с героем гармонию обретает и зритель. Поэтому фильм Каурисмяки смотришь с удовольствием, которое редко получаешь от похода в кино. Именно это обстоятельство, по всей видимости, не смогли проигнорировать ни члены каннского жюри, ни американские академики. Российским зрителям есть с кого брать пример.

 

Оставить комментарий