Аки Каурисмяки: «Музыкой можно как уничтожить фильм, так и его спасти»
декабрь 2011 г.
Интервью порталу AlloCiné
- Пейте ваш кофе. Возможно, я проснусь по ходу интервью…
Звучит:
«Либеро», исполнитель Литтл Боб (сыгравший самого себя в фильме «Гавр»),
запись с концерта Live In The Dockland, студия DixieFrog, 2007 г.
- Да, это «Гавр»… Это «Либеро» Роберто Пьяцца. Оно звучало в этом последнем дрянном фильме (= в его фильме «Гавр»…).
- Нет, ну вы же так не думаете на самом деле, надеюсь…
- Во всяком случае, мне не следовало бы так говорить… Я был на выступлении Литтл Боба в Тампере, в 1980 году. В мае.
- Вы говорили, что он своего рода Джонни Холлидей…
- Нет, это французский Элвис. Джонни Холлидей пытается конкурировать с ним… Я хотел однажды пригласить Джонни Холлидея, но он был где-то за границей, не во Франции. Я хотел снять его в «Жизни богемы», но он был где-то в Южной Корее или в Северной…
- В Северной Корее?
- Как минимум, в Южной…
Звучит:
Тема Il Postino («Почтальон»), композитор Луис Энрике Бакалов,
исполнитель Пол Бэйтмен и оркестр The City of Prague Philharmonic,
сборник 100 Greatest Film Thems, студия Silva America, 2007 г.
- Это намек на одно из ваших первых мест работы…
- Эту музыку я тоже использовал в одном из моих фильмов.
- В каком фильме?
- Уже не помню, но использовал.
- Я выбрал эту музыку, потому что вы работали почтальоном…
- Маленьких работ не бывает, бывают маленькие работники… Маленьких ролей не бывает, бывают только маленькие актеры.
Звучит:
«Баллада Ленинградского ковбоя» в исполнении Leningrad Cowboys,
Музыка к фильму Аки Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку», студия Megamania, 1989 г.
- Вы выбрали в основном грустные мелодии… Мои друзья исполнили ее на финском языке.
- Leningrad Cowboys для фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку»…
- … и они так и не вернулись.
- Как так случилось, что вы стали их «официальным режиссером»?
- Кто-то должен был это сделать… Они выбрали меня и сказали: «Мы создадим группу, назовем ее Leningrad Cowboys»… И я подумал: «Название группы забавное. Почему бы и нет?»
Звучит:
Burning Heart, исполнитель Survivor,
музыка к фильму «Рокки 4», студия Scotti Bros., 1985 г.
- Я знаю, фамилия режиссера начинается на «С». Это «Рокки». Моя первая критическая статья была посвящена фильму «Рокки», и никто не отзывался о нем так резко, как я.
- Что вы написали?
- Это самое полное дерьмо из всего, что я когда-либо видел. А также первый фильм, который я посмотрел…
- По-моему, вы еще говорили, что Сталлоне дурак…
- Да, но я изменил свое мнение, и я не думаю, что он дурак. Я думаю, что это серьезный человек, не наделенный большим талантом.
- Я выбрал этот фрагмент еще и потому, что вы сняли короткометражный фильм с группой Leningrad Cowboys и назвали его «Рокки 6»… Вы можете рассказать, о чем он был?
- А вы можете?
- Думаю, что могу, но лучше вы…
- Это было еще во время противостояния между США и СССР. И поэтому я все сделал наоборот, не так как в «Рокки 4».
- И в конце выигрывает русский…
- Конечно, потому что он намного больше. Да, намного, намного больше. А американец был намного меньше. То есть, результат можно было предсказать... Я люблю американское кино. Я люблю старый Голливуд. Но старый Голливуд закончился в 1962 году… А новый Голливуд меня не интересует.
- Коппола, Скорсезе… Нет?
- Если бы они умели снимать фильмы, я бы их любил… Для меня Голливуд прекратил свое существование в 1975 или в 1974 году, с Робертом Олтменом и его фильмом «Долгое прощание».
Звучит:
«Медленный вальс» (фильм «Аталанта» Жана Виго),
композитор Морис Жобер, сборник Et Valse ... Le Cinéma (Лучшие вальсы кинофильмов), студия Milan Music, 2010 г.
- Вы что ли хотите настроить меня на грустный лад?.. Я являюсь прокатчиком «Аталанты» в Финляндии.
- В чем заключается ваша «эмоциональная связь» с этим фильмом?
- Я знаком с дочерью режиссера, Люс Виго.
- Что связывает вас с кино 1930-40-х годов?
- Я тогда родился.
- Нет, это же не так…
- По крайне мере, у меня такое ощущение… Мне нравится человечество, человечество в лучших его проявлениях – обычно это происходит после войны. Мне нужна была война. Потому что после нее в течение определенного времени люди доверяют друг другу. Человечество странно устроено: оно проявляет свои самые лучшие черты в самые отчаянные моменты.
Звучит:
Тема из фильма «400 ударов»,
композитор Жан Константен,
сборник Cannes Film Festival - 50 Years Of Music And Song («Каннский кинофестиваль – 50 лет музыки и песен»), студия Milan Music, 2005 г.
- Это французский фильм, режиссера Франсуа Трюффо… С актером, который снимался и у вас…
- Да, но Трюффо снял его во многих фильмах. Какой вы имеете в виду?
- Этот актер был в то время очень молод, совсем ребенок…
- Возможно, это «400 ударов»?
- Да, точно.
- Я недавно его пересматривал, и этот фильм остается одним из лучших за всё время. И режиссер тоже [остается непревзойденным]. Режиссер, так умеющий чувствовать, как он, рождается не каждое столетие… Тем более в кино, история которого насчитывает всего один век…
- Жан-Пьер Лео был моим кумиром в молодости. И я смотрел все его фильмы, которые мог посмотреть. В начале своей карьеры я был актером, и я ему подражал. Двадцатью годами позже он попросил меня [показать его]… Я подражал его игре в фильмах 1960-х годов и показал ему, как я это делал, а затем он показал, как играю я, это было немного странно…
Звучит:
«Бремя нищеты», фильм «Огни большого города»,
композитор сам Чарли Чаплин,
сборник Charlie Chaplin, Musique de films («Чарли Чаплин, музыка из фильмов»), студия Remina, 2009 г.
- Я не буду пытаться настроить вас на грустный лад, обещаю…
- Но у вас хорошо получается…
- Это старый фильм, черно-белый, немой… С цветочницей…
- «Огни большого города» Чарли Чаплина. Музыку он написал сам.
- Да, как и для многих своих фильмов. В чем значение этого фильма для вас?
- Чаплин был лучшим. Он приобретает все большее значение для меня. Ему удавалось сочетать всё таким образом, что никто уже больше не может это повторить.
- Он тоже был увлечен персонажами неудачников…
- Он был одним из них, как и я. Показывать неудачников могут только те, кто сами являются неудачниками.
Звучит:
Музыка к вступительным титрам фильма «Каникулы господина Юло»,
режиссер Жак Тати, композитор Ален Роман, сборник Sonorama!, студия Travelling, 2008 г.
- Это Жак Тати.
- Вы говорили про него, что он «абсолютный художник». Почему?
- Потому что он не пытался казаться.
- Не пытался казаться..?
- Не пытался казаться человечным. Он таким действительно был. Невозможно сделать выбор между Тати и Чаплином. Если бы мне сказали выбрать по одному фильму каждого из них… Меня однажды попросили это сделать для финского телевидения, и я выбрал «Огни большого города», хотя мне также нравятся и другие, но поскольку нужно было выбрать только один, я выбрал «Огни большого города» Чаплина и «Мой дядя» Тати.
Звучит:
Manu Chao, группа Les Wampas
(они сочинили мелодию для фильма «Заброшенные», где снимался Аки Каурисмяки),
альбом Never Trust A Guy Who After Having Been A Punk Is Now Playing Electro, студия Barclay, 2009 г.
- Джо Страммер…
- Это французы…
- Да, это французский Джо Страммер… Я имею в виду, что они подражали Джо Страммеру.
- Как так получилось, что вы снялись у Керверна и Делепина?
- Это одна из величайших ошибок моей жизни, потому что это сборище придурков.
- Вы так думаете?
- Да.
- Вы это говорите в шутку или серьезно так считаете?
- Они думали, что это смешно, но на самом деле все получилось не смешно. Я ни разу не встречал начинающих режиссеров, которые были бы настолько горды собой, хотя и ничего не понимали в этом деле.
Звучит:
There is an End, исполнители Холли Голайтли и группа The Greenhornes,
отрывок из саундтрека к фильму Джима Джармуша «Сломанные цветы», студия Decca Records, 2005 г.
- Это намек на одного американского режиссера, с которым у вас есть что-то общее…
- Единственный янки, с которым у меня есть что-то общее – это Джим Джармуш. Значит, это должен быть он. Я с ним встречался… Мы с ним в определенном смысле духовные братья, надеюсь. У нас общая грусть.
- И юмор тоже?
- Нет, у него он есть, а у меня совсем нет…
Звучит:
Симфония № 5 ре минор, часть 4-я Allegro non troppo,
Дмитрий Шостакович, альбом Shostakovich: Symphony No. 5; Excerpts from The Gadfly,
студия Musical Concepts, 2010 г.
- Это, наверное, Шостакович.
- Да. Что вас связывает с русской культурой?
- 3000 километров общей границы.
- И больше ничего?
- Этого недостаточно? Это намного больше, чем граница между Францией и Россией.
Звучит:
Звуковая дорожка начала фильма Орсона Уэллса «Печать зла»,
Студия Universal Pictures, 1958 г.
- Это начало фильма.
- Слишком просто. Это Кубрик. Нет?.. А! Это Орсон Уэллс. Это пятиминутный фрагмент в начале фильма, где действие происходит в Мексике.
- Да, «Печать зла».
- Точно. «Печать зла».
- Почему я выбрал этот музыкальный фрагмент, как вы думаете?
- Потому что вы сумасшедший.
- Вам особенно нравится этот фрагмент фильма, или нет?
- Это один из лучших планов, снятых когда-либо. Только Орсон Уэллс мог делать подобные вещи, потому что его нельзя было считать «нормальным человеком», и можно сказать, что он играл свою роль превосходно.
В целом, музыка интересна тем, что это единственный аспект кино, который… Я ведь не очень люблю кино… Единственное, что мне нравится, это использовать музыку в фильмах, потому что музыкой можно уничтожить фильм, но также можно его спасти. Если вы ставите танго в определенном месте, люди плачут. А если вы этого не делаете, они смеются.
Русский перевод: С. Чистякова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru