Фрагмент встречи со зрителями в Фильмотеке Андалусии
Гранада, 30 октября 2009 г.
Видео
размещено на
портале
Аки Каурисмяки: «Быть режиссером – ненастоящая работа»
Финский режиссер был приглашен организаторами на Международный фестиваль молодых кинематографистов. В Фильмотеке Андалусии состоялся разговор о фильме «Девушка со спичечной фабрики».
Директору Давиду
Лопесу, хоть и
не без труда, но
все же удалось
привезти Аки
Каурисмяки в
Гранаду. Перед
началом беседы лучший кинорежиссер Финляндии не преминул попросить хорошего белого
вина и сигарет. В разговоре о его фильме «Девушка со спичечной фабрики» острый
юмор художника и вопросы кинокритика Гонсало де Лукаса были своего рода
аперитивом к демонстрации картины.
«Если в мире есть такой мазохист, который смотрел все мои фильмы, он поймет, что
во всех них речь идет об одной теме, рассматриваемой под разными углами. Это –
самоуважение». Таким введением Аки Каурисмяки поприветствовал зрителей,
ожидающих демонстрации его так называемой «пролетарской трилогии», которую можно
было посмотреть в эти дни на Международном фестивале молодых
кинематографистов.
«Почему за последние годы ты не снял ни одного
фильма?» На этот вопрос кинокритика престижного «Кайе дю синема» Гонсало де
Лукаса ответ последовал после глотка вина: «Я вот-вот закончу свою третью
трилогию. Я написал уже пятнадцать страниц сценария и остановил работу только, чтобы приехать сюда».
Аки Каурисмяки был героем дня, в разговоре он делился довольно личными
откровениями о себе. «Я не считаю, что быть кинорежиссером – значит выполнять
какую-то работу. Пару недель снимаешь, а все остальное время принимаешь
поздравления».
Фильм, показанный вчера, «Девушка со спичечной фабрики», считается одной из
лучших лент финна. «Отправной точкой была встреча, на которой все жаловались на
отсутствие сценариев. Тогда я взял свою сигарету и, поскольку у меня не было
зажигалки, взял коробку спичек. Сказал: «Фильм можно сделать из одной спички…».
И так родилась невеселая история, в которой простая девушка работает на
спичечной фабрике, и день за днем ей приходится терпеть одну и ту же нудную
работу, и у нее нет большего удовольствия, чем те редкие вечера, когда она
ускользает от своего отчима, чтоб пойти на дискотеку. «Финские фильмы слишком
позитивны, они идеализируют Финляндию», – заявляет Каурисмяки, чьим ответом была
дерзкая и очень оригинальная «пролетарская трилогия». «Никто не знал, чем
закончится фильм, это была импровизация».
Северному кино не свойственна склонность к душевным излияниям, и об этом
режиссеру также был задан вопрос. В ответ он рассказал такой анекдот: «Однажды
два финна зашли в бар. Они пили больше часа, только пили. Затем один сказал:
«Кажется, будет дождь». Второй ответил: «Мы пришли сюда, чтобы пить или чтобы
болтать?». Аки Каурисмяки уверял, что одним из тех двоих был он сам.
Такой разговор произошел между Каурисмяки, Гонсало де Лукасом и аудиторией,
сопровождавшийся своеобразной дуэлью между финном и сотрудником службы безопасности
Фильмотеки, которому, хоть и не с первой попытки, но всё же удалось затушить сигарету гениального режиссера.
Хаиме Мартин,
Специальный выпуск «Энкуэнтрос де Синэ» с Аки Каурисмяки
«Энкуэнтрос де Синэ» присутствовал на презентации фильма «Девушка со спичечной фабрики», в ходе которой, помимо возможности увидеть эту чудесную (и драматическую) картину, нам посчастливилось услышать самого режиссера Аки Каурисмяки и провести с ним небольшую беседу перед показом фильма.
Все, что происходило в Фильмотеке Андалусии между режиссером, переводчиком, журналистом и зрителями, вы можете увидеть, прочитать и прослушать здесь. Да, а финский режиссер, с виду холодный и отстраненный, не проронил ни слова, пока не откупорил бутылку белого вина (не он ли сказал когда-то, что в жизни нет ничего стоящего, за исключением белого вина?...), не наполнил пару бокалов и не закурил сигарету, на фоне смеха аудитории, такой же покоренной им, как и удивленной. И хотя он слегка владеет испанским языком, на вопросы критика Гонсало де Лукаса из «Кайе дю Синема» отвечал его переводчик. Мы предлагаем вам ознакомиться с частью состоявшегося «интервью»...
Г. де Лукас: Мне кажется, ты снимаешь реалистичные фильмы, которые не искажают действительность.
Каурисмяки: Слишком оптимистично... У тебя слишком идеализированное представление о Финляндии (смех).
Г. де Лукас: Где идеализация в сегодняшнем фильме? Я думаю, что он мрачный... Как возникла его идея?
В это время начальник службы безопасности Фильмотеки Андалусии предупредил режиссера, что в зале курить нельзя, заставляя его затушить сигарету, на что, несколько мгновений спустя, Каурисмяки пошутил, спрашивая его можно ли ему пить...
Каурисмяки: Отправной точкой была беседа с кинорежиссерами, такая как сегодня. Все жаловались на отсутствие сценариев. Я хотел выкурить сигарету, но у меня не было зажигалки, поэтому я взял несколько спичек. – В этот момент, режиссер опять зажигает сигарету и, к нему снова сразу же подходят с замечанием: «Сеньор, курить нельзя». В ответ на это он шутит: «Это был пример того, о чем я говорил», – и, пользуясь моментом, делает несколько затяжек... «Я хотел показать, что можно сочинить что-то даже из нескольких спичек. Я импровизирую и ничего больше. Так был снят фильм. Как сказал Годар: «Разве это импровизация, если ты принял решение секундой раньше?»
Г. де Лукас, в продолжение, пытается оценить одну из сцен фильма, но режиссер, вместе со свистом зрителей, прерывает его шуткой: «Это так принято на этом фестивале – раскрывать фильмы до их просмотра?»
Отвечая на другие вопросы, режиссер сказал, что в современном кино не хватает идей и утеряно понятие двух сторон объектива, то есть, актеров и зрителей.
После окончания интервью, зрители также задали различные вопросы, вызвавшие шутки Каурисмяки о неэкспрессивности своих персонажей, которую он связал с холодным финским климатом. «Средиземное море далековато... В начале времен самые грустные мужчины отправились на север...»
И так, шутя и подготавливая сигарету для выхода, Аки Каурисмяки покидал зал, чтобы мы могли насладиться «Девушкой со спичечной фабрики». А еще, после показа фильма, корреспондент «Энкуэнтрос де Синэ» имел возможность обменяться рукопожатием с режиссером (закончившим наслаждаться андалузским тапео).
После замечания корреспондента о жесткости фильма, Каурисмяки поднял руки и в своей невозмутимой манере сказал: «Да здравствует оптимизм».
Русский перевод видео и текста: Ольга Ярош, специально для сайта aki-kaurismaki.ru