на главную   интервью

Аки Каурисмяки: «Суицид или новый фильм?»

Елена Обухова  |  телеканал "Культура"  |  04.04.2007

От мойщика посуды и почтальона до культового режиссера, ставшего кинематографическим представителем Финляндии в мировом культурном сообществе. Аки Каурисмяки встречает пятидесятилетний юбилей с убеждением, что «кино в нашем мире – это единственная достойная внимания вещь». После каждого нового фильма режиссер клянется, что это последняя лента. В мире кино на такие заявления реагируют спокойно и терпеливо ждут. Вот уже почти двадцать лет картины Каурисмяки становятся яркими событиями самых значительных кинофорумов. Рассказывают «Новости культуры».

«Суицид, или новый фильм. Надо подумать», – говорит Каурисмяки. Третьего не дано. Хотя однажды он пошутил: если бы не режиссура, он стал бы величайшим в истории посудомойщиком. Вполне в его духе. «Кино сегодня – это великий обман, в котором я не хочу участвовать, но с другой стороны, я такой бездарный, что больше ничего делать не умею», – признается Аки Каурисмяки. Поэтому и выдает стабильно в год по одной, а то и по две картины.

В большое кино Каурисмяки вывел брат Микки, а прославили его коллеги-музыканты. Киноистории о приключениях самой плохой в истории рок-группы «Ленинградские ковбои», руководил которой сам Каурисмяки, назвали исключительно финскими. Вышедшие в самый разгар интеграционного бума, они отрезвили соотечественников.

Ирис из ленты «Девушка со спичечной фабрики», Анри из картины «Я нанял убийцу» – герои его фильмов. Это неудачники, потерявшие все, кроме человеческой души. Раскрывая своих героев, Каурисмяки будто говорит о себе. Он вечно на «окраине» киномира, но он сам выбирает такую позицию. Шуму тусовок он предпочитает тишину полуночных баров. «Самое волшебное в кино – это то, что все идеи приходят ко мне в баре, особенно в таком баре», – говорит режиссер.

В прошлом году Каурисмяки закончил еще одну свою трилогию о несчастных и потерявшихся людях. «Человек без прошлого» – о бездомных, «Плывущие облака» – о безработных. Наконец, «Огни городской окраины» – об одиноких. «Нужно держать глаза открытыми, а сюжеты, они везде, на каждом шагу», – отмечает Каурисмяки.

К своему пятидесятилетию Каурисмяки добился титулов гуру современного авторского кино, «минималиста, вернувшего звуковому кино чистоту и невинность», «великого немого» и лестных сравнений с «Бергманом наших дней». Сегодня киноманы даже из самых отдаленных стран на одном дыхании произносят его сложное имя.

 

Оставить комментарий