на главную   интервью

Аки Каурисмяки: «Я подбираю остатки»

Последний фильм Каурисмяки был представлен в конкурсе Канн-2006, где остался без призов: фильм повторил судьбу своего героя-неудачника. Там же в числе журналистов, которые задавали режиссеру вопросы, оказался обозреватель "МН".

- "Огни городских окраин" продолжают вашу любимую тему, связанную с незавидными судьбами потерянных героев.

- Это третья часть трилогии. Первая, "Вдаль уплывают облака", была о безработице. Вторая, "Человек без прошлого", - о бездомности. Третья, "Огни городских окраин", - об одиночестве. Между предыдущим фильмом и этим прошло четыре года, но я хочу опровергнуть расхожее мнение о том, что финны - люди замедленные: из этих четырех лет я потратил на съемки не больше года.

- Говорят, это первый фильм, который вы делали, пребывая в абсолютно трезвом состоянии. Так ли это?

- Нет, не так. Половину каждого фильма я делаю совершенно пьяным, другую половину - трезвым, и попробуйте отличите две половины друг от друга. Вообще, по-моему, это совсем не важно. Лидеры многих государств вовсе не пьют, и посмотрите, что они творят! Настоящие психопаты, хоть и трезвенники.

- Каннский фестиваль как-то повлиял на вашу судьбу?

- Впервые я оказался в Каннах почти десять лет назад с "Тенями в раю". С тех пор возвращался не раз - Канны никак не могли от меня отделаться... Канны открывают многие двери, и в некоторые из них мне удалось войти. Впрочем, я в меньшинстве и на многое не надеюсь. Сегодня искусству в кинематографе надеяться вообще не на что. Особенно если оно идет из маленькой страны вроде Финляндии. Американцы захватили все рынки, а такие, как я, подбирают остатки.

- Что заставило вас начать фильм с обсуждения тремя русскими алкоголиками классиков русской литературы?

- На освоение русской литературы я потратил тридцать лет. И все для того, чтобы передать ее суть в нескольких фразах, которыми начинается мой новый фильм. Вы можете их послушать и больше не читать русской литературы! Хотя, возможно, я что-то понял неправильно.

- А ваша любовь к собакам - тоже что-то из русской литературы? Или вы просто любите собак?

- Обычно собаками управляю не я, а моя жена. Она приходит на съемочную площадку и замечает, что роли для собаки в фильме нет. Тогда она заставляет меня написать такую роль.

- Вы по-прежнему избегаете любых визуальных эффектов.

- Когда актер проходит из одного угла кадра в другой - это в моем понимании и есть визуальный эффект. А когда снимает пиджак - начинается экшн.

- В вашем фильме звучит сплошная ретромузыка... Как вы ее выбираете?

- Сейчас я отвечу на вопрос не как режиссер, а как продюсер собственных фильмов. Чем более старую музыку ты используешь в своем фильме, тем она дешевле! Кроме того, в моих фильмах не слишком много диалогов. Если музыка хороша, вы не заметите, что диалоги плохи. Что же касается танго, я хотел восполнить историческую справедливость. Ведь танго было изобретено в северной Финляндии, и только затем финские моряки перевезли его в Аргентину.

- "Огни городских окраин" отсылают зрителя к "Огням большого города" Чарли Чаплина. Вы считаете себя его учеником?

- Распространено мнение, согласно которому Чарли Чаплин - лучший комик всех времен и народов. Увы, при этом забывают, что он был и лучшим в мире режиссером: только он один умел и рассмешить, и показать страдание. Я стараюсь идти тем же путем.

 

Оставить комментарий