на главную   публикации

В Финляндии – кино, в Португалии – вино

Екатерина Барабаш  |  "Независимая газета"  |  10.11.06

Аки Каурисмяки каждый год по шесть месяцев проводит в Португалии, там у него свой виноградник. В Финляндии он делает кино, в Португалии – вино. В кино, как он считает, сейчас вообще почти ничего не происходит; пить знаменитый режиссер предпочитает пиво.

Аки Каурисмяки
Не верьте тем, кто считает финнов флегматиками.

Он по-северному нетороплив и по-южному азартен. Как он сам говорит, в кино он пришел, чтобы добавить финской культуре немного азарта, которой ей явно недоставало. В каком-то смысле ему это удалось. Фильмы Каурисмяки на первый взгляд неторопливы, но при этом необычайно азартны и смешны. Убедиться в этом можно будет на следующей неделе: в Доме предпринимателя устраивают большую ретроспективу Каурисмяки.

Несмотря на кажущуюся угрюмость, оптимизма – через край. И в этом фильмы Каурисмяки тоже похожи на своего создателя. Вот клерк-француз, перебравшийся в Англию в поисках счастья («Я нанял убийцу») и лишившийся работы, не в состоянии сам свести счеты с жизнью, нанимает киллера. Постепенно в клерке возрождается жажда жизни, а киллер пускает себе пулю в лоб. Или «Человек без прошлого»: казалось бы, поиски счастья в состоянии амнезии среди местных бомжей – дело провальное. Однако герой умудряется именно там, в окрестностях городской свалки, возродиться к жизни.

И даже новую картину – «Огни городских окраин», где одиночество героя соизмеримо с бездонной пропастью, Каурисмяки заканчивает пусть на еле слышной, но все же оптимистической ноте, заставляя зрителя поверить, что все еще может быть хорошо. Он вообще с нежностью относится к маргиналам, почти каждым своим фильмом опровергая расхожее мнение, что жизненная успешность – синоним счастья.

Даже его пародийный бурлеск «Ленинградские ковбои едут в Америку», где в эпизоде он снял своего друга Джима Джармуша, смешная комедия о худшей рок-группе мира, работает на это опровержение.

 

Оставить комментарий