на главную   интервью

Аки Каурисмяки: «Я не хочу изменить зрителей, я хочу изменить мир»

Девять раз Аки Каурисмяки принимал участие в Берлинском кинофестивале, и вот 14 февраля 2017 с фильмом  «По ту сторону надежды» он впервые оказался в конкурсе. На пресс-конференции Каурисмяки и актеров встречали овацией.

Главной темой пресс-конференции после показа фильма "По ту сторону надежды" была, конечно, ситуация, сложившая в Европе вследствие прибытия миллионов беженцев.

Можно ли назвать «По ту сторону надежды» вторым фильмом трилогии о портовых городах, первым из которых стал «Гавр»?

«Из-за того, что я абсолютно ленивый человек, мне просто необходимо затевать трилогию, чтобы что-то делать и не останавливаться.  Я очень скромен в своем желании изменить аудиторию, её взгляд на проблему беженцев…Я хочу, чтобы изменился весь мир. Но сначала следует изменить Европу, затем Азию. Ну и, конечно, финнов. Может, мне это удастся, может - нет. 20 тысяч иракцев приехали за последние годы в маленькую Финляндию, многие мои соотечественники восприняли это, как вторжение. Будто эти люди виноваты в чем-то, будто они испортили их новую машину. Конечно, кино не может менять развитие событий в жизни. Однако пусть хотя бы три человека, которые этот фильм посмотрят, подумают о том, что и они могут когда-нибудь оказаться в роли беженцев...».

Что вы хотели сказать названием фильма?

«Да я вообще ничего особо в жизни не хочу сказать. Название поэтичное», — отшутился режиссер.

Расскажите про саундтрек.

«Ну, мы включаем аппаратуру и записываем на микрофон актеров. Иногда ветром задувает. Вообще спросите моего звукорежиссера, он больше знает!»

Расскажите про то, как вы работаете с актерами.

«Что касается актеров, то я просто не хочу видеть их постоянно двигающимися в кадре и размахивающими руками. Но мне везет на талантливых людей. Артист должен играть, и в процессе станет ясно - камера его друг или враг. Если играть не умеет, то камера - враг».

«Еще важно, чтобы у них были симпатичные мордашки». В зале смех. Каурисмяки поворачивается к Сакари Куосманену: «Не обижайся, я потом тебя пивом угощу!».

Эту пресс-конференцию многие присутствовавшие журналисты назвали событием, куда более интересным, чем некоторые фестивальные фильмы. Один из самых ярких моментов - исполнение Сакари Куосманеном финского танго «Siks' oon mä suruinen» - «Вот почему я грущу».

Каурисмяки много шутил, пока его не спросили, что он думает об опасности исламизации Европы.

«Исландизация Европы? О чем вы? Да, Исландия - маленькая страна, но там хорошая футбольная команда, и они скоро завоюют Европу… А если серьезно, я не вижу никакой исламизации Европы, здесь нет никаких культурных изменений, хотя нам это пошло бы на пользу, ведь наша кровь постепенно становится все гуще. Я считаю, что если кто-то носит цилиндр, а кто-то шляпу или баскскую шапочку, то это нормально. Мы должны применять наши уголовные законы для уголовников - вот и все. Другое дело - то, что мы сами совершаем сейчас: это преступление против Европы. Посмотрите, что произошло в прошлом столетии! В течение этих ста лет Европа стала зоной гуманности, потому что люди поняли, что необходимо делать добро, воздавая свой человеческий долг. Я не хочу здесь устраивать политическую пропаганду, но я одобряю решение Меркель о принятии беженцев в Германии. Этим она подала пример всему континенту. Ведь речь идет о ментальном состоянии Европы, о гуманности, которую мы потеряли. В Европе 60 лет назад было около 60 миллионов беженцев. Тех, кому мы помогаем сегодня, мы представляем исключительно как врагов. Значит, ад человечество не покинул? Европа сделала так много, чтобы осмыслить преступления прошлого, освоить демократический уклад. И вот сейчас мы видим разложение этой системы. Потому что мы сами не хороши. Где, черт возьми, окажется это человечество без человечности?».

 

Оставить комментарий