на главную   интервью

Каурисмяки о награде за вклад в кинематограф: «Поменял бы ее на субботний ужин»

Ондржей Безр  |  iDNES.cz  |  30.07.2011
«Из кинотеатров люди должны выходить или с улыбкой, или со слезами, иначе в этом нет смысла», – полагает одна из знаковых фигур европейского кинематографа – финн Аки Каурисмяки. Режиссер является одной из главных звезд 37-ого фестиваля «Летней киношколы», который продлится до воскресенья в городе Угерске-Градиште.

На субботнем внеконкурсном показе Каурисмяки будет вручен специальный приз от организаторов фестиваля – Федерации чешских киноклубов. Финский мастер получит награду за «пожизненный вдохновенный вклад в европейское авторское кино, чарующее и меланхоличное воспевание финской души, немого кинематографа и его героев, рок-н-ролла и минувших времен».

«С одной стороны эту награду я бы охотно поменял на завтрашний (субботний) обед или ужин. Похоже, что на меня ни у кого нет времени. Если меня (организаторы) куда-нибудь не позовут, то к моменту вручения приза я уже, наверное, умру от голода», – сгущал краски Каурисмяки – сценарист, режиссер и продюсер в одном лице. Хорошо известно, что он прохладно относится к официальным чествованиям. «Для меня награда заключается в том, если мне посчастливится хотя бы у одного человека в мире вызвать слезу или улыбку. Это и есть подлинный успех. Ни в коей мере не признание критиков», – добавил финн.

Легенда финского и скандинавского кино Аки Каурисмяки является режиссером, фильмы которого в Чешской республике вызывают небывалый резонанс. Мастер минималистских трагикомических историй, полных меланхолии, черного кофе, непростых судеб и рок-н-ролла, приехал на «Летнюю киношколу», чтобы представить всю ретроспективу своих фильмов, в том числе и только что снятый «Гавр» (2011).

«Мне стыдно за свои фильмы», – заявил Каурисмяки на пресс-конференции, которая состоялась в Угерске-Градиште в пятницу. Что-то подобное от него уже слышали после съемок культового роуд-муви «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989). Свое творение он тогда назвал «худшим фильмом всех времен, если не считать фильмы Сильвестра Сталлоне». «Я не люблю, когда кинопленку растрачивают на глупости, бессмысленную чушь о насилии. Правда, сегодня уже используются цифровые камеры, поэтому о порче пленки говорить не приходится, – поделился он в пятницу своими взглядами. – Кино должно служить достойным целям. Оно слишком ценно для того, чтобы прославлять насилие и посредственность».

Аки Каурисмяки – младший брат Мики Каурисмяки, который также является кинорежиссером и был гостем Угерске-Градиште во время проведения «Летней киношколы» в 2007. Прежде чем Аки начал снимать фильмы, он пробовал себя на поприще почтальона, посудомойщика, кинокритика и, наконец, киносценариста. После своего первого полнометражного фильма «Преступление и наказание» (1983) он с регулярной периодичностью снимает самобытные авторские фильмы, полные поэтики и юмора, за которыми безошибочно угадывается их творец.

Известность пришла к нему после выхода на экраны нашумевшей драмы «Человек без прошлого». Каурисмяки приобрел репутацию enfant terrible финского кинематографа, который может позволить себе практически все. Он делает исключительно то, что сам считает нужным. В 2007 он, например, отказался от номинации на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», на которую Финляндия выдвинула его «Огни городской окраины». Это неудивительно, учитывая, что режиссер не питает особой любви к США, называя их «тотально полицейским государством». Возможно, такое отношение объясняется тем, что в Америке Каурисмяки несколько раз арестовывали за незаконные съемки.

Перевод с чешского:  И. Васильев, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий