на главную   фильмы

Гамлет идет в бизнес

Hamlet liikemaailmassa
Кадр из фильма "Гамлет идет в бизнес"
год 1987
страна Финляндия
оператор Тимо Салминен
музыка Melrose, Topi Sorsakoski, Elmore James, Olavi Virta
производство Villealfa Filmproductions Oy
время 86 мин
рейтинг IMDb  Hamlet liikemaailmassa
(1987) on IMDb
превью

Пересказ классического Шекспира в гротескной форме. Индустриальный мир Хельсинки, где Принц Датский превратился в хозяина компании, выпускающей резиновых уток. С редким изяществом Каурисмяки скрещивает хрестоматийный сюжет и визуальную среду второй половины 20 века. Борьба за власть осталась неизменной пружиной человеческих отношений с шекспировских времен, зато в качестве предмета нежной страсти деньги вытеснили все остальное.

в ролях
Пиркка Пекка Петелиус
Кати Оутинен
Эско Салминен
Эско Никкари
Элина Сало
Кари Вяянянен
Ханну Валтонен
Матти Пеллонпяя
/Pirkka Pekka Petelius/
/Kati Outinen/
/Esko Salminen/
/Esko Nikkari/
/Elina Salo/
/Kari Väänänen/
/Hannu Valtonen/
/Matti Pellonpää/
кадры из фильма
от режиссера
Аки Каурисмяки

Для «Гамлета» я писал изо дня в день, а точнее, из часа в час. У меня была комнатка на верхнем этаже над помещением, где мы снимали, я убегал туда после каждой сцены, чтобы написать диалоги для следующей, а в это время площадку готовили к съемке. Я старался более или менее точно следовать Шекспиру, потом раздавал диалоги актерам и давал им полминуты, чтобы выучить текст, не разрешая менять ни слова.
Все мои фильмы некрасивы. Этот — наименее некрасивый. Этот фильм — моя дань уважения голливудским B-movies 40-х годов, он выдержан в том же стиле. В фильме «Гамлет идет в бизнес» юмор действительно черный, так что в живых никого не остается. Умирают все, потому что они жадные. Диалоги наполовину Шекспира, наполовину мои, и я очень горжусь этим... «Гамлет» стоил 100 тысяч долларов. Если на эту сумму можно снять фильм, то зачем тратить больше? Можно послать деньги какому-нибудь бедняку и не расходовать их на съёмки.

Должен признать, «Гамлет» — что довольно удивительно — находится под лёгким влиянием популярных финских фильмов об инспекторе Палму, их черно-белого мира 50-х годов. Основная посылка ясна: все герои отрицательные, даже шофёры и горничные... Кроме, разумеется, собаки. Что касается Офелии, это истеричная папенькина дочка, провалившаяся в балетном классе, который был чуть ли не единственной её надеждой в жизни. В итоге у неё хватает мужества утопиться, и ей приходится это сделать, потому что так написано в книге. Вместо цветов по воде плывет продукция фабрики по изготовлению резиновых утят.
Это, может быть, единственный фильм, где мне удалось достичь хеппи-энда. В других страдания главных героев продолжаются, а здесь все находят покой, за исключением собаки, служанки и шофёра. Вот фильм с классовой линией, в стиле Пудовкина - от начала и до конца»

интервью
трейлер
о фильме

В центре «производственного» сюжета — финансовое маневрирование, борьба за иностранных партнеров, перевод капиталов, передел сфер влияния, конверсия производства, политический контроль, логика прибыли любой ценой. Средства для реализации этих целей — обман, преступления, интриги. Все эти давно известные ритуалы повторяются в безлюдном дворце, подавляющем своей холодной архитектурой, с толстыми внешними стенами из цемента, без украшений во внутренних помещениях... Персонажи закрыты в своих черных одеждах, как служители, совершающие обряд преступления и смерти. Шекспировская драма разворачивается в эпоху, которая по своей меблировке и атмосфере могла бы быть датирована 30— 40-ми годами, но несоответствие других признаков, таких, например, как присутствие музыкального автомата, перемещает зрителя в холодную вневременность... / Angelo Signorelli, "L'Economia della solitudine"

публикации
Оставить комментарий