на главную   актеры

Матти Пеллонпяя

Matti Pellonpää, полное имя: Matti Kalervo "Peltsi" Pellonpää

Матти Пеллонпяя

Матти Пеллонпяя родился 28 марта 1951 года. Родители Матти познакомились в Хельсинки, куда оба приехали из деревни еще в достаточно юном возрасте. После войны они поженились и у них родилось двое детей. В 1951 году, когда родился Матти, семья жила в Хаканиеми, там, где начинался промышленный район - «Восточный Хельсинки». Для того, чтобы добраться до центра города, приходилось долго идти пешком или ехать на трамвае.

В юном возрасте Матти много болел и часто подолгу лежал в больнице. Но, не смотря на это, никогда не унывал и был активным ребенком. Время диких мальчишеских забав, однако, прошло мимо него. Он с огромным пылом ставил сценки в собственноручно сделанном кукольном театре, сам рисовал декорации, придумывал шумовые эффекты для оживления действия. Матти устраивал представления для своих домочадцев и обожал весёлые розыгрыши.

Первый актерский опыт Матти приобрел уже в 10 летнем возрасте, когда стал выступать на детском радио. В 11 лет он появился в небольшой роли в фильме «Мальчики» режиссера Микко Нисканена. Первой большой работой стала роль в фильме  «Аксели и Элина» (1970) режиссера Эдвина Лайне. В 1970-х работал в любительских театрах, параллельно обучаясь актёрскому ремеслу в Театральной академии, которую закончил в 1977 году.

В 1980-х годах Пелтси, как звали его друзья, знакомится с братьями Каурисмяки. В 1981 году он снимается в фильме Мики Каурисмяки «Лгун», где Аки Каурисмяки выступил как сценарист и исполнитель главной роли. А в 1982 году другой фильм фильм Мики Каурисмяки, «Никчемные», поставленный также по сценарию Аки, с Матти Пеллонпяя в главной роли, стал настоящим прорывом в финском кинематографе.

Аки Каурисмяки и Матти Пеллонпяя в фильме «Никчемные» / Arvottomat, реж. Мика Каурисмяки, 1982 г.
Аки Каурисмяки и Матти Пеллонпяя в фильме «Никчемные» / Arvottomat, реж. Мика Каурисмяки, 1982 г.

Пеллонпяя становится постоянным актером в фильмах Аки и Мики Каурисмяки. По словам Мики Каурисмяки, Пелтси «нравился камере». Приходит мировое признание, он был номинирован европейской киноакадемией как лучший актер за роль Родольфо в фильме «Жизнь богемы» и завоевал премию европейского кино «Феликс» в 1992 году.

Всего Матти Пеллонпяя сыграл в 11 фильмах Аки Каурисмяки. Кроме того, он сыграл главную роль в фильме режиссера Джима Джармуша «Ночь на Земле». С помощью братьев Каурисмяки Пеллонпяя стал успешным актером финского кинематографа. В крупнейшей базе данных IMDb имя Матти Пеллонпяя фигурирует более, чем в 60 различных фильмах. Он пробовал себя также в качестве сценариста, режиссера, звукооператора, работал на съёмочной площадке осветителем и ассистентом оператора.

В его личной жизни не всё было гладко, не всегда в ней был достаток, часто он оказывался без гроша в кармане, а иногда и без крыши над головой. Но и тогда ему не приходилось ночевать в мусорном контейнере, как, например, Баддингу. Часто его домом становился офис компании братьев Каурисмяки. Мика вспоминает: «Когда мы были еще в небольшом офисе на Кристианинкату, утром первой задачей всегда было сдвинуть Пелтси вместе с матрасом перед дверью, потому что это было единственное место, куда мог поместиться матрас». Хроническое безденежье Пеллонпяя объяснялось, в первую очередь, богемностью его натуры. 

Режиссер Юха Карикоски и Матти Пеллонпяя в ресторане «Космос», 1988 год. Фото: Пекка Сакки / Lehtikuva
Режиссер Юха Карикоски и Матти Пеллонпяя в ресторане «Космос», 1988 год. Фото: Пекка Сакки.

В ресторане «Космос» до сих пор есть его именной стол, было время когда и его почта приходила на адрес этого ресторана. Именной стол Пелтси есть и в ресторане «Элит», там он «делит его» с другим завсегдатаем, выдающимся финским актером и певцом Тауно Пало. А в ресторане «Мессениус» вам расскажут историю о том, что Матти Пеллонпяя однажды пришел туда мыться. По словам Кати Оутинен, Пелтси никогда не оставил бы друга в беде. Одной из его любимых фраз было: «Если вы найдете меня лежащим в луже, переверните лицом вверх». Позднее эту фразу произнесет один из героев фильма «Человек без прошлого».

Пелтси часто появлялся в качестве участника рок-групп Popeda, Juice Leskinen & Grand Slam и Sleepy Sleepers, но по-настоящему он не умел играть ни на одном из инструментов. О своей карьере в качестве псевдо-музыканта сам Пелтси сказал следующее: «работа фальшивым басистом очень сложна, в ней очень важно не издать ни одного звука». Позднее он стал основателем и лидером группы Peltsix (1989-1995 гг.). Он был вокалистом и автором текстов всех песен. Группа стала культовой, благодаря его трагикомичным текстам.

Туула Ментула и Матти Пеллонпяя. Фото: Лейф Росас / Lehtikuva
Туула Ментула и Матти Пеллонпяя. Фото: Лейф Росас.

Последние три года жизни его спутницей была Туула Ментула, нейропсихолог. Они собирались пожениться и планировали медовый месяц. Но этому не суждено было случиться. 13 июля 1995 года у Матти Пеллонпяя случился сердечный приступ, когда он был на отдыхе с Туулой в Ваасе. Ему было 44 года.

Последнее выступление Пелтси состоялось за две недели до смерти, в программе «Kapusta» на радио YLE.

Аки Каурисмяки одну из двух главных ролей в фильме «Вдаль уплывают облака» писал специально для Пеллонпяя. Когда за 2 недели до начала съемок Матти погиб, Аки отредактировал сценарий так, что роль, предполагаемая для Пелтси, перешла к Кати Оутинен, а её мужа сыграл Кари Вяянянен. Фильм вышел с посвящением памяти Матти Пеллонпяя. В фильме есть сцена, где героиня Кати Оутинен с грустью смотрит на детскую фотографию. Зритель понимает, что, скорее всего, у супругов был ребенок и он умер, но немногие знают, что на фотографии изображен маленький Матти. В другом фильме Каурисмяки, «Человек без прошлого», также присутствует напоминание о Пелтси: когда герои приходят в хельсинкский бар «Москва» и там на стене висит портрет Пеллонпяя.

прямая речь
Каждая роль – новый, и в то же время всегда один и тот же персонаж. Это снова я, но под другим углом. Нелегкая работенка – быть актером: всегда держать форпост, следить за самим собой. Любая роль – своего рода путешествие в собственное «я». Каждый раз смотришь на себя под увеличительным стеклом. Это похоже на сумасшествие – заниматься собственным психоанализом»

Матти Пеллонпяя, журнал Filmihullu, 1/1989

об актёре
Пеллонпяя, альтер эго Аки Каурисмяки, как, впрочем, и всех финских аутсайдеров, скончался в июне 1995 года в возрасте 44 лет... Чувство утраты было и остается опустошающим. Эта «грустная крыса» — определение, данное ему Аки, — был, как человек и актер, тем единством, чья поэтическая простота, непритворная прямота и совестливость были непревзойденными... У Пеллонпяя был дар представлять как по волшебству фундаментальные основы жизни: жадность (менеджер в фильмах о «Ленинградских ковбоях»), дружбу («Тени в раю»), любовь («Береги свою косынку, Татьяна»), солидарность («Тени в раю») — в очищенном виде, доведенными до ясности общих идей. Самые важные вещи в жизни могут быть считаны с серебряного экрана, если на глазах у зрителя рождается чудо чистой актерской игры, понимания мира через призму великого юмора. Пеллонпяя продемонстрировал, какое сияние может нести актерская профессия и что простой секрет совершенного мастерства актера — «всего лишь» быть человеком.»

Петер фон Баг

Самая затруднительная ситуация — когда актеры хотят что-то узнать об основном раскладе картины еще до съемок. Поразительно, что даже сценария никогда недостаточно, а когда и его нет, актеры, само собой, хотят что-то узнать о своих ролях, но мне-то откуда знать, когда еще нет сценария? С Пеллонпяя вовсе не надо разговаривать. «Более» или «менее», «сильнее» или «слабее» — вот все указания... Работая с Матти, я часто говорил ему: «Будь, как Манда», хотя он еще не успел посмотреть мой любимый фильм Жака Беккера «Золотая каска» с персонажем-плотником Манда в исполнении Сержа Реджани. И Матти в какой-то мере удалось стать как Манда... Пеллонпяя врос в мир, который мы создавали годами, и он был одним из его творцов; герой Пеллонпяя тоже родился на этом пути.»

Аки Каурисмяки

Нет маленьких ролей, есть только маленькие актеры», — любил говорить он. Или: «Хочу быть артистом, а не лицом с афиши». И еще: «Я коммунист, поскольку я не коммунист». У него не было ни собственной квартиры, ни своего агента, зарабатывал он не так много — несмотря на колоссальную популярность и множество поклонниц. После его смерти объектом киноманского культа стала даже «Волга», на которой Пеллонпяя ездил на съемках «Татьяны». «Кто бы подумал, что я стану звездой с таким лицом!» — искренне удивлялся он. И приписывал успех тому фактору, что прошел двойное обучение — не только актерскому, но и операторскому искусству. Еще важнее оказалась та вера, что испытывал по отношению к нему Аки, с которым они были знакомы с детских лет.»

Андрей Плахов. "Аки Каурисмяки. Последний романтик"

Матти Пеллонпяя в фильмах Аки Каурисмяки 
видео
Matti Pellonpää In Memoriam. Памяти Матти Пеллонпяя. Фильм, подготовленный и показанный финским телеканалом YLE TV1 в 1995 г.
Фрагмент программы новостей телеканала YLE о 60-летии со дня рождения Матти Пеллонпяя и новом фильме Янне Кууси "Богемный человек жив" / "Boheemi elää – Matti Pellonpää" (07.03.2011)
награды

1992 - European Film Award - Лучший актер ("Жизнь богемы")