Матти Пеллонпяя

Matti Pellonpää, полное имя: Matti Kalervo "Peltsi" Pellonpää

Матти Пеллонпяя Матти Пеллонпяя родился 28 марта 1951 года в Хельсинки. Свою актёрскую карьеру начал в 1962 году в качестве актёра радио в финской государственной радиовещательной компании YLE. В 1970-х работал в любительских театрах, параллельно обучаясь актёрскому ремеслу в Театральной академии, которую закончил в 1977 году.

 

Помимо ролей в театре, Пеллонпяя снимался в кино и на телевидении. Свою первую роль в кино он получил ещё ребёнком, в 11-летнем возрасте. Он достиг мирового признания, сыграв в фильмах братьев Мики и Аки Каурисмяки; в частности, он являлся постоянным актером в фильмах Аки, сыграв в одиннадцати из них. Был номинирован европейской киноакадемией как лучший актер за роль Родольфо в фильме «Жизнь богемы» и завоевал премию европейского кино «Феликс» в 1992 году. Кроме того, он сыграл главную роль в фильме режиссера Джима Джармуша «Ночь на Земле». Его личная жизнь гармонично сочеталась с работой. Будучи по природе нонконформистом и простым, лишенным амбиций человеком, он часто брал за основу своей игры собственную жизнь, избегал специальных костюмов, используя свою собственную одежду.

 

Кроме того в 70-х он появлялся в рок-группах, в частности, был связан с группами "Sleepy Sleepers" и "Leningrad Cowboys". Позднее, стал основателем и лидером группы Peltsix (1989-1995 гг.). Группа стала культовой со своими трагическими и в то же время комичными песнями. Каждый мотив группы Peltsix был ярким произведением на основе текстов, написанных главным вокалистом – Матти Пеллонпяя.

 

Матти Пеллонпяя скончался 13 июля 1995 года в г. Вааса (Финляндия). В 1996 году к столетию финского кино вышла марка с изображением Матти «Пелтси» Пеллонпяя.

Матти Пеллонпяя:

 

Каждая роль – новый, и в то же время всегда один и тот же персонаж. Это снова я, но под другим углом. Нелегкая работенка – быть актером: всегда держать форпост, следить за самим собой. Любая роль – своего рода путешествие в собственное «я». Каждый раз смотришь на себя под увеличительным стеклом. Это похоже на сумасшествие – заниматься собственным психоанализом»

журнал Filmihullu, 1/1989

 
 
фотогалерея:
 
 

Пеллонпяя, альтер эго Аки Каурисмяки, как, впрочем, и всех финских аутсайдеров, скончался в июне 1995 года в возрасте 44 лет... Чувство утраты было и остается опустошающим. Эта «грустная крыса» — определение, данное ему Аки, — был, как человек и актер, тем единством, чья поэтическая простота, непритворная прямота и совестливость были непревзойденными... У Пеллонпяя был дар представлять как по волшебству фундаментальные основы жизни: жадность (менеджер в фильмах о «Ленинградских ковбоях»), дружбу («Тени в раю»), любовь («Береги свою косынку, Татьяна»), солидарность («Тени в раю») — в очищенном виде, доведенными до ясности общих идей. Самые важные вещи в жизни могут быть считаны с серебряного экрана, если на глазах у зрителя рождается чудо чистой актерской игры, понимания мира через призму великого юмора. Пеллонпяя продемонстрировал, какое сияние может нести актерская профессия и что простой секрет совершенного мастерства актера — «всего лишь» быть человеком.

Петер фон Багх

 

 

Самая затруднительная ситуация — когда актеры хотят что-то узнать об основном раскладе картины еще до съемок. Поразительно, что даже сценария никогда недостаточно, а когда и его нет, актеры, само собой, хотят что-то узнать о своих ролях, но мне-то откуда знать, когда еще нет сценария? С Пеллонпяя вовсе не надо разговаривать. «Более» или «менее», «сильнее» или «слабее» — вот все указания... Работая с Матти, я часто говорил ему: «Будь, как Манда», хотя он еще не успел посмотреть мой любимый фильм Жака Беккера «Золотая каска» с персонажем-плотником Манда в исполнении Сержа Реджани. И Матти в какой-то мере удалось стать как Манда... Пеллонпяя врос в мир, который мы создавали годами, и он был одним из его творцов; герой Пеллонпяя тоже родился на этом пути.

Аки Каурисмяки

 

 

Нет маленьких ролей, есть только маленькие актеры», — любил говорить он. Или: «Хочу быть артистом, а не лицом с афиши». И еще: «Я коммунист, поскольку я не коммунист». У него не было ни собственной квартиры, ни своего агента, зарабатывал он не так много — несмотря на колоссальную популярность и множество поклонниц. После его смерти объектом киноманского культа стала даже «Волга», на которой Пеллонпяя ездил на съемках «Татьяны». «Кто бы подумал, что я стану звездой с таким лицом!» — искренне удивлялся он. И приписывал успех тому фактору, что прошел двойное обучение — не только актерскому, но и операторскому искусству. Еще важнее оказалась та вера, что испытывал по отношению к нему Аки, с которым они были знакомы с детских лет.

Андрей Плахов. "Аки Каурисмяки. Последний романтик"

 

Матти Пеллонпяя в фильмах Аки Каурисмяки 
видео
 

Matti Pellonpää In Memoriam.

Памяти Матти Пеллонпяя.

Фильм, подготовленный и показанный финским телеканалом YLE TV1 в 1995 г.

Фрагмент программы новостей телеканала YLE о 60-летии со дня рождения Матти Пеллонпяя

и новом фильме Янне Кууси "Богемный человек жив" / "Boheemi elää – Matti Pellonpää" (07.03.2011).

 
награды:
 
1992 - European Film Award - Лучший актер ("Жизнь богемы")

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на //aki-kaurismaki.ru обязательна.

E-mail: admin@aki-kaurismaki.ru 

© AKI-KAURISMAKI.RU